Великая Отечественная прошла в нашей стране через каждую семью, оставив незаживающие раны и вечную память о павших…

Мэр Южно-Сахалинска Сергей НАДСАДИН никогда не видел своего деда, погибшего на войне, но воспоминания о нем бережно хранит. Вот что он рассказал.

- Великая Отечественная война – период истории, который постоянно на слуху. Она присутствует в художественной литературе, в учебниках истории, о ней рассказывают в кинофильмах. Как говорят, война не закончена, пока не похоронен ее последний солдат. И пока живы свидетели той поры, передающие реальную информацию о том времени, мы осознаем, насколько это было страшно.

Современные дети, особенно младшего возраста, слабо представляют, что такое – минувшая война. Почему? Потому что их родители, и родители родителей ее не видели и не переживали тех событий как непосредственные ее участники. Соответственно, связь поколений потихоньку угасает. Это плохо, потому что война была сверхразрушительной, с огромными человеческими жертвами, и помнить об этом необходимо, чтобы не допустить повторения. Поэтому нужно свято сохранять память о войне и ее участниках всеми возможными способами. Это очень важно.

Что касается меня, в моей семье на войне погиб дед по линии отца, Сергей Егорович Надсадин. Он родился в 1913 году, работал шахтером в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области. В начале войны это была защищенная от мобилизации профессия, поэтому деда сразу не призвали, на фронт он ушел только в 1942 году.

Это были самые тяжелые для нашей страны дни войны - сокрушительные потери, кровопролитные бои, отступления, поэтому призывали даже тех, кто поначалу был защищен от мобилизации. На фронте дед служил сапером. Спустя год после призыва погиб при бомбежке на территории Орловской области, в селе Бортное Залегощенского района. В семье очень долго не знали, где и как это произошло, и даже считали деда без вести пропавшим. Но его розысками серьезно занялась сестра моего отца. Она посылала множество запросов в Министерство обороны и в организации, занимавшиеся розыском солдат, и в итоге нашла это место. Там есть братская могила, в которой похоронены 28 человек, в том числе и мой дед. На плите выбиты его фамилия и дата гибели.

Кроме этого, были найдены свидетельские показания командира части, который написал, что Сергей Егорович Надсадин пал смертью храбрых. Материалы о нем есть и в музее Анжеро-Судженска, в том числе газетная статья, опубликованная к 50-летию Победы. В большей степени она посвящена жене деда, моей бабушке Надежде Яковлевне Надсадиной. Статья так и называется: «Поклонитесь этой женщине». И это не случайно.

Когда дед уходил на войну, он завещал своей жене, чтобы их дети непременно получили высшее образование. Ребятишек в семье было четверо, на момент призыва Сергея Егоровича на войну старшему сыну было 7 лет, а младшая дочь родилась накануне его ухода, в 1942 году. И вот представьте, во время войны бабушка осталась одна, с четырьмя маленькими детьми на руках, а вскоре узнала, что потеряла мужа. Конечно же, чтобы прокормить и вырастить детей, она работала всю жизнь не покладая рук.

В результате наказ деда бабушка исполнила. Все ее дети получили образование, трое высшее, а младшая дочь – среднее специальное. Причем все добились очень хороших успехов на трудовом поприще. Старший сын окончил Томский радиоэлектронный институт, работал в Оренбурге главным конструктором на сверхсекретном военном заводе. Второй сын, мой отец, окончил Томский политехнический институт, получил профессию геолога, был распределен на Сахалин для поиска редкоземельных металлов. Здесь, как говорится, пустил корни и пошел по партийной линии, трудился секретарем обкома КПСС по промышленности и транспорту. Средняя сестра физик, окончила Омский университет, тоже, как и старший брат, работала с секретными материалами на военном заводе.

Ну а бабушка, поставив детей на ноги, замуж так больше и не вышла. Конечно, она мне рассказывала, как тяжко им жилось во время войны. Что касается деда, о нем вспоминала тоже, но довольно скупо. Дело в том, что когда он ушел на фронт, ему было всего 30 лет. Он не успел обрасти историями, которые передаются из поколения в поколение. Время было сложное, дед много работал на шахте, а это чрезвычайно тяжелый и опасный труд. Светлые моменты в его жизни – дети, семья, но насладиться ими он в полной мере просто не успел. Потому и ярких воспоминаний о нем не сохранилось. Но точно знаю, что мой дед был хорошим, хозяйственным семьянином, легким, открытым человеком, мужественным на войне. Светлая ему память…




Публикацию подготовила Юлия Вятржик, газета "Южно-Сахалинск Сегодня"