Порядок ввоза в Российскую Федерацию товаров для личных целей.

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров для личного пользования установлены главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», которым следует руководствоваться при пересечении таможенной границы.

Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу ЕАЭС:

1) в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу ЕАЭС;

2) в международных почтовых отправлениях;

3) перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза.

Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;

2) характера и количества товаров;

3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы ЕАЭС и (или) перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС этим физическим лицом или в его адрес.

Для удобства совершения таможенных операций в местах перемещения товаров применяется система двойного коридора: «зеленый» (проходят те, кому нечего декларировать) и «красный» (проходят лица с заполненными декларациями).

Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу Союза, соответствующего коридора («красного» или «зеленого») для совершения (несовершения) таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров для личного пользования. То есть осознанный выбор должен быть сделан до того, как гражданин пересекает белую линию таможенного контроля на входе в один из указанных коридоров. Сделать его помогут информационные стенды и сотрудники таможни на стойках справочной информации.

Переступив белую линию таможенного контроля «зеленого» коридора, гражданин тем самым заявляет, что у него отсутствуют товары, подлежащие декларированию. В случае, если такие товары у гражданина есть, но на «зеленый» коридор он зашёл «только спросить», без заполненной в двух экземплярах декларации, то тем самым он совершает правонарушение – недекларирование товаров или денежных средств, за которое наступает административная и даже уголовная ответственность.

Таможенному декларированию в письменной форме (заполняется пассажирская таможенная декларация) подлежат:

1) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком;

2) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, требуется представление подтверждающих документов (…Под запретами и ограничениями на перемещение товаров, в том числе для личного пользования, действующее законодательство понимает необходимость представления документов и (или) сведений о соблюдении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, а также мер контроля продукции военного назначения или товаров, особенности перемещения которых предусмотрены отдельными договорами…)

3) товары для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

4) товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в сопровождаемом багаже;

5) наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если их общая единовременно ввозимая (вывозимая) сумма превышает сумму, эквивалентную 10 000 долларов США (а не Евро) по курсу на день подачи декларации;

6) денежные инструменты, за исключением дорожных чеков;

7) культурные ценности и др. (статья 260 ТК ЕАЭС).
В приложении № 1 названного Решения Совета ЕАЭК от 20.12.2017 № 107 содержатся стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов в зависимости от вида транспорта.

В приложении № 2 содержатся единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа. Например, без деклараций и таможенных пошлин можно ввезти товары воздушным видом транспорта на сумму не более 10 000 евро общим весом до 50 кг на человека, иным транспортом – не более чем на 1500 евро. Все, что превышает установленный лимит подлежит декларированию, а также уплачивается пошлина в размере 30 % от части суммы, превышающей нормы, но не менее 4 евро за 1 кг.

Особые нормы и правила для перемещаемого алкоголя и табака. Ввозимыми для личных целей будут являться не более 3 л алкогольных напитков и пива, а также не более 200 сигарет (или 50 сигар, или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 г) в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. Также для личных нужд разрешено переместить икру осетровых рыб в количестве не более 250 гр., рыбу и ракообразных не более 5 кг.

Бывшие в употреблении одежда, обувь, головные уборы, зонты, ювелирные изделия, предметы личной гигиены, другие товары личного характера в количестве, необходимом для использования в период пребывания на таможенной территории Евразийского экономического союза также ввозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов независимо от стоимости и веса таких товаров. Ввоз фото-видео-камер, компьютеров, планшетов, игровых приставок и прочей аппаратуры ограничен 1 единицей, а мобильных телефонов и смартфонов – не более двух.


Порядок уничтожения запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

С 30 мая 2018 года вступил в силу приказ Федеральной таможенной службы от 8 декабря 2017 г. № 1943, которым утвержден порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов при изъятии и уничтожении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2020 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию» (далее - Порядок).

Утвержденный Порядок регламентирует вопросы изъятия и уничтожения запрещенной к ввозу продукции.

При принятии уполномоченным должностным лицом решения об изъятии и уничтожении выявленной запрещенной к ввозу продукции им составляется акт (протокол) о факте изъятия запрещенной к возу продукции (акт составляется по утвержденной Порядком форме) После составления акта (протокола) продукция незамедлительно изымается. Изъятие и уничтожение происходит в присутствии не менее двух уполномоченных должностных лиц (одно из которых - лицо принявшее решение об изъятии и уничтожении продукции, второе - производящие видеофиксацию изъятия запрещенной к ввозу продукции) и не менее двух незаинтересованных лиц.

Акт (протокол) изъятия составляется в 2-х экземплярах на бумажном носителе, первый экземпляр которого выдается лицу, осуществляющему перевозку, сопровождение, либо хранение запрещенной к ввозу продукции или собственникам запрещенной к ввозу продукции.

После уничтожения запрещенной к ввозу продукции составляется акт об уничтожении (в 2-х экземплярах), форма акта установлена Порядком.

Первый экземпляр акта вручается лицу осуществляющему перевозку, сопровождение, либо хранение запрещенной к ввозу продукции или собственникам продукции.

При уничтожении продукции несколькими партиями, сведения об их уничтожении оформляются одним актом.

В случае отказа лица осуществляющего перевозку, сопровождение, либо хранение запрещенной к ввозу продукции или собственника запрещенной к ввозу продукции от подписи актов об изъятии и (или) уничтожении запрещенной к ввозу продукции, либо отсутствии этих лиц, об этом делается отметка в актах.

Распоряжение Федеральной таможенной службы России от 05.08.2015 № 244-р «Об утверждении Временного порядка уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию» утратило свою силу.


Ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

В соответствии с частью 2 статьи 5.57 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за действия, связанные с нарушением или незаконным ограничением предусмотренных законодательством на образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

Права и свободы обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в образовательном процессе определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закона) все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах.

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная законодательством  обязанность учредителя соответствующего образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа. Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в действиях (бездействиях) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

В случае нарушения прав и свобод обучающихся (воспитанников) для должностных лиц, а также юридических лиц предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ - административный штраф для должностных лиц - от 10 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.