Беспилотники на дорогах, «умные» светофоры, интеллектуальное дорожное покрытие, машинное «общение» между автомобилями и дорожной инфраструктурой, автоматизированное распределение потоков по городским магистралям, чтобы минимизировать пробки. Все перечисленное и многое другое— часть интеллектуальных транспортных систем (ИТС), которые все активнее внедряют российские города. Что из этого— уже обыденность, а что— пока только киберпанковые фантазии?

Как дорожные датчики меняют городской транспорт
Расскажите, что такое интеллектуальные транспортные системы? Как они устроены?

Мировое население, а вместе с ним и количество личных авто, автобусов, грузовиков и другого транспорта, растет. Чтобы избежать пробок, сократить количество аварий и в целом увеличить комфорт водителей и пассажиров, создаются интеллектуальные транспортные системы (ИТС)— они собирают всю информацию, связанную с дорогами и дорожной инфраструктурой, помогают управлять трафиком.

ИТС представляют собой целый комплекс современных информационных, коммуникационных и телематических технологий, и главное — технологий управления. По сути, в городе создается современная цифровая инфраструктура для управления дорожным движением и повышается эффективность управления транспортным комплексом.

Один из простых примеров — датчики ГЛОНАСС, которые следят за перемещением и положением городского транспорта, в том числе автобусов, коммунальной техники. Также ИТС могут получить информацию о количестве пассажиров: если людей стало больше, то на линию выведут дополнительный транспорт.

Внедрение решений ИТС позволяет людям быстрее добираться в точки назначения, повысить безопасность и комфорт водителей и пассажиров, оптимизировать использование дорожной сети.


Социальная экономика
Автомобиль, велосипед, поезд: как будет развиваться городская мобильность
Как еще ИТС помогают людям в повседневной жизни? Можете привести примеры?

В обычной жизни непросто заметить, как некие датчики или цифровые системы помогают пользоваться дорогами. Но, например, благодаря ИТС специалисты могут понять, как людям быстрее добраться из точки А в точку Б на разном транспорте. Так появляются пересадочные маршруты— пассажиру достаточно купить один билет, чтобы использовать и автобус, и трамвай.

Также ИТС помогают аналитикам и разработчикам приложений-навигаторов. Получив информацию о том, когда и где бывают пробки, сервисы строят более оптимальные маршруты. Это помогает водителям быстрее добираться до работы или дома.

Другой пример использования ИТС— предотвращение аварий. Иногда бывает так, что на одном из участков трассы идет ремонт, но водители не знают об этом. В результате машина не успевает сбавить скорость и попадает в яму. ИТС помогают избежать таких аварий: данные поступают на сервера приложений-навигаторов, которые предупреждают о ситуации на дороге.

Что такое экосистема ИТС и как она работает в России
Как ИТС появились в России? Есть ли здесь своя специфика?

В нашей стране ИТС стали развиваться позже, чем в Европе или США. Дело в том, что на Западе пробки стали проблемой еще в 1970-е годы, поэтому и бороться с ними начали раньше. Например, личным авто ограничили въезд в центр городов, а вдоль крупных дорог появились камеры для контроля потока машин. При этом камеры, датчики и другие гаджеты появлялись по отдельности, и только потом их интегрировали в единую экосистему, из которой выросла ИТС.

В России количество машин начало расти с 1990-х годов, поэтому внедрение камер, датчиков и других систем запустили во второй половине 2000-х. Эта задержка помогает нам избежать ошибок, с которыми столкнулись в других странах — например, внедрять ИТС частями. Вместо этого мы уже сейчас строим ИТС в виде единой экосистемы.

А в чем суть этой экосистемы? Из каких частей она состоит?

По замыслу Минтранса, ИТС в России будут выстраиваться «снизу вверх» — от муниципального уровня к региональному, а затем и к федеральному. На уровне городов и поселков будут внедряться подсистемы, которые позволят управлять дорожным движением, информировать людей о ситуации на дорогах, контролировать состояние дорог, а также принимать средства на платных участках.

Далее информация из муниципалитетов собирается на уровне регионов в интеграционную платформу. Она позволит получать данные из подсистем, анализировать и распределять их, а затем на основе повторяющихся событий выстраивать автоматические алгоритмы.

Объясню на примере. Допустим, на платформу поступила информация от метеомониторинга: «С северо-запада движется циклон, поэтому скоро будет похолодание». Эта информация анализируется, а затем формируется предупреждение для дорожных служб: «Внимание, завтра ожидается гололед, нужно обработать улицы и дороги песко-соляной смесью». Точно так же предупреждаются и аварийные службы, чтобы они были готовы выехать на места возможных ДТП.

Еще одно важное преимущество ИТС — она позволяет моделировать различные ситуации и прогнозировать результат. В итоге мы можем точно определить, как именно то или иное событие повлияет на дорожную ситуацию. Например, перекрывая улицу на ремонт полотна, мы можем рассчитать, как лучше организовать движение в объезд, чтобы минимизировать пробки, или как строительство новой развязки повлияет на трафик. Может оказаться, что почти никак: тогда нужно будет искать другие варианты, зато бюджетные деньги будут сэкономлены.

Можно ли сказать, что московская ИТС для России — это лидер, на которого нужно равняться?

В Москве ИТС — на уровне городов-мировых лидеров в сфере развития транспортного комплекса. Но ни в коем случае не нужно слепо делать «как в Москве». Мы подходим ко всем своим проектам, исходя из потребностей и особенностей каждого конкретного места, чтобы город действительно получил то, что ему нужно, а не тратил деньги зря. Мы внимательно анализируем процессы и ту инфраструктуру, что уже существует в городе, и предлагаем варианты на основе этого. Мы реализуем проекты, используя собственную методологию Lean Smart City («бережливый умный город»). Дело в том, что ИТС — неотъемлемая часть концепции «умного» города. Наша методология «Бережливый умный город» — это единый программно-аппаратный комплекс, который объединяет все слои городской жизни, в том числе транспорт.

В конечном счете, получается не эфемерный идеал или результат «как в Москве», а система, которая будет включать то, что уже есть в городе, и добавит туда нужные звенья. И все это будет действительно нужно городу и его жителям.

Можете привести пример?

Сейчас мы завершаем первый этап по созданию интеллектуальной транспортной системы в Вологде. Это современный областной центр, в котором уже существовало некоторое количество разрозненных подсистем. Однако им не хватало синхронности управления, а где-то требовалась модернизация. Нам нужно было собрать все системы в единый цельный механизм, работающий и управляемый в общей логике.

Эти работы ведутся в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и рассчитаны до конца 2022 года. Система сможет отслеживать транспортные потоки и дорожную обстановку. Это позволит оперативно реагировать на дорожные ситуации, автоматически перенастраивать светофоры, перенаправляя потоки машин, и координировать работу общественного транспорта. Также эти данные станут основой для стратегии по ремонту и строительству дорог и дорожной инфраструктуры на будущее.


Индустрия 4.0
Как работает ИТ-платформа для помощи водителям по всей России
На первом этапе в 2021 году будет внедрено программное обеспечение; мы развернем необходимые инженерные коммуникации и создадим шесть модулей и подсистем ИТС: подсистему светофорного управления; подсистему видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС и так далее. В систему мы также интегрируем переферийное оборудование: 29 светофорных объектов и 33 стационарных автоматических комплекса мониторинга транспорта.

В большой стране тяжело внедрить ИТС
С какими проблемами сталкиваются компании при внедрении ИТС?

Большинство проблем можно поделить на три категории.

Во-первых, технические проблемы. Из-за больших расстояний в России непросто проложить оптоволокно, чтобы покрыть качественной связью все улицы и дороги. Но, с другой стороны, у компаний не возникает проблем с оборудованием или софтом.

Во-вторых, есть кадровые проблемы. В самом начале внедрения ИТС в России чувствовалась нехватка специалистов, особенно в регионах. Порой трудно было найти людей, которые могли поставить грамотное техзадание, разговаривать на одном языке с разработчиками подсистем или аналитиками.

Однако сейчас ситуация меняется. Проводятся масштабные профильные мероприятия. ВУЗы серьезно подходят к обучению специалистов, привлекая практикующих экспертов. Например, в ноябре меня приглашали провести семинар для аспирантов и магистрантов старших курсов факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами МИФИ. Студенты уже знакомы со сквозными цифровыми технологиями и основными направлениями развития умных городов. Более того, они уже сами начали готовить подобные проекты.

Еще один пример — Российский дорожный научно-исследовательский институт и Федеральное дорожное агентство проводят семинары, на которых специалисты получают знания об ИТС.


Индустрия 4.0
Как работает новая система контроля за дорожными фондами
В-третьих, для России актуальны и бюрократические проблемы. Зачастую ИТС создаются в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», а финансирование этих работ идет из бюджетов всех уровней. Команде внедрения для получения бюджетных средств необходимо работать со сложными документами. Это отнимает много времени — при этом сроки на выполнения проекта ограничены.

Без «умных дорог» не будет беспилотников
Помогут ли ИТС внедрить беспилотные автомобили?

Сейчас настал период, когда в разных странах готовят инфраструктуру для беспилотников. Чтобы ориентироваться в городе и за его пределами, для таких авто нужно оцифровать и установить датчики на все элементы дороги: пешеходные переходы, светофоры, столбики километража, парковочные карманы. Только когда будет полностью внедрены ИТС, которые смогут передавать видеопотоки и геоданные, можно будет говорить о замене обычного транспорта на беспилотный.

Пока производители тестируют отдельные участки дорог с выделенными линиями, по которым ездят автоматизированные грузовики.

На ваш взгляд, когда по российским дорогам будут ездить беспилотники?

Трудно сказать наверняка. Еще десять лет назад беспилотные авто казались чем-то далеким, а теперь уже серийно выпускают машины с почти полноценным автопилотом. Но важно учитывать, с какими темпами внедряются ИТС и цифровизируется дорожная инфраструктура— без этого беспилотный транспорт не поедет по дорогам общественного пользования, плюс нужны большие изменения в законодательстве. Думаю, что в России беспилотники станут обыденностью не раньше 2030-х годов.

Интервью, в котором директор проектного офиса «Интеллектуальные транспортные системы» в АО «РИР» Елена Лекомцева рассказала, как «умные дороги» помогают справиться с пробками и предотвратить аварии.