Инициативное бюджетирование

Малые проекты, связанные с благоустройством территорий сел и городских микрорайонов.

Проекты реализуются муниципальными образованиями при финансовой поддержке из областного бюджета - размер субсидии до 3 млн. рублей.

К объектам ПМИ относятся объекты благоустройства, объекты культуры и объекты, используемые для проведения общественных и культурно-массовых мероприятий, объекты водоснабжения и водоотведения, объекты уличного освещения, автомобильные дороги и сооружения на них, детские и спортивные объекты, муниципальные бани.

Проект «Поддержка местных инициатив» стартовал в Сахалинской области в 2017 году.

это микропроекты, срок реализации которых не превышает одного календарного (финансового) года. Они не предполагают больших проектно-изыскательских работ и масштабных строек, в то же время они могут стать продолжением крупных проектов.

Ежегодно жители Сахалинской области могут планировать обустройство своих сел и городских микрорайонов и совместно с муниципалитетом претендовать на финансовую поддержку из областного бюджета.

Оказание финансовой поддержки осуществляется в отношении проектов-победителей областного конкурсного отбора общественно значимых проектов, основанных на местных инициативах.

ЭТАПЫ

  1. ОБСУЖДЕНИЯ.                                                                                                                     Этап посвящен предварительному обсуждению вопросов обустройства населенного пункта. Инициатива по проведению предварительных опросов или встреч может исходить как от муниципалитета так и от самих жителей.
    Число и частота проведения таких встреч зависит от желания и готовности участников принять ключевые решения по обсуждаемым вопросам.
    В первую очередь определяется перечень вопросов, которые войдут в повестку итогового собрания и будут вынесены на голосование в качестве проектного предложения. В случае обсуждения конкретных проектов появляется возможность найти единомышленников и создать инициативную группу - именно на данном этапе можно заручиться поддержкой со стороны бизнес-сообщества, независимых экспертов, представителей общественности.
  2. ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.                                                                                          Технический анализ, который позволяет оценить реализуемость обсуждаемых проектов, может быть проведен представителями муниципалитета как перед вынесением проектов на итоговое голосование так и после него. Готовность прорабатывать и принимать совместные решения зависит от степени вовлеченности населения в местное самоуправление и от результатов предварительных обсуждений.
    Экспертная оценка включает в себя:
                ---Соответствие полномочиям.
                Выясняется, относится ли проект к числу вопросов, находящихся в ведении   органов местного самоуправления.
                ---Правовые ограничения по использованию объекта инфраструктуры.
                Устанавливается, нет ли правовых ограничений по использованию соответствующего объекта или земельного участка. Такие ограничения могут быть связаны как с правом собственности так и с ранее принятыми решениями.
               ---Ориентировочная стоимость.
               Осуществляется предварительный сметный расчет для оценки стоимости реализации проекта.

  3. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ.                                                                                              Окончательные решения принимаются на итоговом собрании жителей населенного пункта.
    О времени и месте проведения итогового собрания сообщает администрация муниципального образования.
    Для рассмотрения вынесенных на обсуждение вопросов в собрании принимают участие представители органов местного самоуправления, приглашенные представители бизнеса, других органов власти и организаций.
    Итогом собраний должны стать принципиальные решения жителей населенного пункта по следующим направлениям: технические вопросы, финансовые вопросы, организационные вопросы. Принятые решения оформляются протоколом.
    В ходе собрания проводится видеосъемка. На случай необходимости рассмотрения спорных вопросов видеоматериалы собраний граждан должны содержать информацию о присутствующих на собраниях гражданах, процессе обсуждения проекта, голосовании.

  4. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.                                                                                                 В зависимости от принятых на предыдущем этапе решений, может быть определено несколько источников финансирования выбранного проекта: бюджетные средства и добровольные пожертвования граждан и организаций (партнеров).
    Средства планируются в процентном соотношении, исходя из ожидаемых результатов областного конкурса проектов и финансовых возможностей местного бюджета.
    В случае если проект не победил в конкурсном отборе - муниципалитет вправе изыскать другие источники финансирования для его реализации.

Каждый проект оценивается по критериям:

  • Уровень финансирования проекта за счет                                                                                                     - средств населения                                                                                                                   - поступления от юридических лиц;
  • Степень участия населения ( по числу участников собрания согласно протокола);    
  • Участие населения и юридических лиц ( неоплачиваемый труд, материалы и другие формы ) ;
  • Информирование населения о проекте; 
  • Удельный вес благополучателей;  
  • Наличие строительного контроля;
  • Наличие видеозаписи собрания.

Размер софинансирования из областного бюджета не более 3 млн. рублей на каждый проект. Уровень софинансирования из местного бюджета должен составлять не менее 1% от стоимости проекта.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ