юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг
- Настоящие методические рекомендации разработаны для оказания методической помощи при проведении анализа проектов нормативных правовых актов, устанавливающих правила предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также вносящих изменения в принятые нормативные правовые акты (далее соответственно - Методика, проекты нормативных правовых актов, субсидии) в целях:
а) проверки положений проектов нормативных правовых актов на их соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1492);
б) выявления наличия возможных рисков:
недостижения результатов предоставления субсидии (Риск 1), образования неиспользованных остатков субсидий (лимитов бюджетных обязательств) (Риск 2), принятия обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств (Риск 3).
- При анализе проектов нормативных правовых актов необходимо учитывать, что риск недостижения результатов предоставления субсидии (Риск 1) может возникать:
- при определении результата предоставления субсидии с нарушением требований, установленных подпунктом «м» пункта 5 Постановления № 1492, и несоответствием типу результата, установленному для соответствующего типа субсидии;
- в связи с определением поздних сроков проведения отбора получателей субсидии, приводящих к нарушению предельных сроков определения победителя отбора и сроков подписания соглашения о предоставлении субсидии, установленных иными актами бюджетного законодательства (пункты 26(1) и 26(2) Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 № 1496).
- Основной причиной возникновения риска образования неиспользованных остатков субсидий (лимитов бюджетных обязательств) (Риск 2) и риска принятия обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств (Риск 3) является определение категории получателей субсидии без установления критериев, ограничивающих их количество, особенно при отсутствии информации о потенциальных получателях государственной поддержки.
Минимизировать указанные риски можно через взаимосвязь включаемых в проект нормативного правового акта положений, определяющих способ проведения отбора получателей субсидии, порядок расчета размера субсидии, порядок предоставления средств из бюджета (на финансовое обеспечение затрат или на возмещение затрат (недополученных доходов), в соответствии с которыми вероятность возникновения любого риска незначительна:
- при определении способа отбора получателя субсидии путем проведения конкурса и расчета размера субсидии исходя из объема затрат, необходимых для достижения единицы результата предоставления субсидии независимо от предоставления субсидии в порядке финансового обеспечения затрат или возмещения затрат (недополученных доходов);
- при определении способа отбора получателя субсидии путем проведения конкурса и расчета размера субсидии исходя из общего объема затрат (недополученных доходов) при предоставлении субсидии в порядке возмещения затрат (недополученных доходов);
- при определении способа отбора получателя субсидии путем запроса предложений с указанием критериев отбора и расчета размера субсидии исходя из объема затрат, необходимых для достижения единицы результата предоставления субсидии при предоставлении субсидии в порядке возмещения затрат (недополученных доходов).
Возникновение риска образования неиспользованных остатков субсидии (лимитов бюджетных обязательств) (Риск 2) возможно:
- при определении способа отбора получателя субсидии путем проведения конкурса и расчета размера субсидии исходя из общего объема затрат (недополученных доходов) при предоставлении субсидии в порядке финансового обеспечения затрат;
- при определении способа отбора получателя субсидии путем запроса предложений и расчета размера субсидии исходя из объема затрат, необходимых для достижения единицы результата предоставления субсидии при предоставлении субсидии в порядке финансового обеспечения затрат.
Возникновение риска образования неиспользованных остатков субсидии (лимитов бюджетных обязательств) (Риск 2) и риска принятия обязательств сверх лимитов бюджетных обязательств (Риск 3) возможно при определении способа отбора получателя субсидии путем запроса предложений (особенно без установления критериев отбора) и расчета размера субсидии исходя из общего объема затрат (недополученных доходов) независимо от предоставления субсидии в порядке финансового обеспечения затрат или возмещения затрат (недополученных доходов).
- Анализ проектов нормативных правовых актов рекомендуется проводить с использованием прилагаемых:
- Чек-листа проверки проектов нормативных правовых актов, содержащего перечень контрольных вопросов (таблица 1);
- Матрицы Риска 1, содержащей рекомендации по определению результата предоставления субсидии, и его соответствие типу результата предоставления субсидии (таблица 2);
- Матрицы Риска 2 и Риска 3, содержащей рекомендации по минимизации Риска 2 и Риска 3 (таблица 3).
- Настоящая методика подлежит применению федеральными органами исполнительной власти, организациями, являющимися главными распорядителями бюджетных средств и осуществляющими нормативно-правовое регулирование в установленных сферах деятельности,
исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при подготовке проектов нормативных правовых актов, а также Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) при подготовке заключений на
указанные проекты.