Отдел муниципального жилищного контроля осуществляет свои задачи и функции в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а именно:
- Жилищным кодексом РФ;
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
- Приказ Минстроя России от 14.05.2021 N 292/пр "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями"
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
- Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
- Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")
- Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск»;
- Решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 22.12.2021 № 798/35-21-6 "О Положении о муниципальном жилищном контроле на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"
- Положение об отделе муниципального жилищного контроля аппарата администрации города Южно-Сахалинска, утвержденное распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 29.04.2022 № 288-р.
Отдел муниципального жилищного контроля является структурным подразделением аппарата администрации города Южно-Сахалинска, не обладающим правами юридического лица и создан с целью осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования "Город Южно-Сахалинск".
Основные задачи Отдела:
1. Осуществление муниципального жилищного контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования) в отношении муниципального жилищного фонда.
2. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
3. Систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Отдел является исполнителем функций администрации города в сфере жилищной политики, городского хозяйства и градостроительной деятельности по вопросам, входящим в компетенцию Отдела:
1. Функции в сфере жилищной политики:
1.1. Осуществление муниципального жилищного контроля на территории городского округа входе:
1.1.1. Проведения контрольных мероприятий за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, а именно:
- требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
- требований к формированию фондов капитального ремонта;
- требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
- правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
- правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
- требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
- требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
- требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
1.1.2. Проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований;
1.1.3. Выдачи предписаний об устранении нарушений обязательных требований;
1.1.4. Выдачи предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
1.1.5. Составления актов по результатам проведенных контрольных и профилактических мероприятий в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан;
1.1.6. Формирования, утверждения в установленном порядке и доведения до сведения заинтересованных лиц ежегодного плана проведения плановых проверок, программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, путем размещения на сайте администрации города в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
3.1.1.7. Формирования и внесения сведений в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в рамках муниципального жилищного контроля и сведений о функциях муниципального контроля в Единый реестр видов контроля;
1.1.8. Размещения на на сайте администрации города в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечня нормативных правовых актов, их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального жилищного контроля, а также текстов нормативных правовых актов, поддержание актуализации перечней нормативных правовых актов;
1.1.9. Информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, при осуществлении муниципального жилищного контроля;
1.1.10. Обобщения практики осуществления муниципального жилищного контроля;
1.1.11. Подготовки докладов о результатах муниципального жилищного контроля.
1.2. Разработка проектов нормативных правовых актов, программ, планов, подготовка аналитических отчетов о деятельности Отдела.
1.3. Мониторинг исполнения принятых нормативных правовых актов, программ, планов (для формирования отчетности), а также анализ (для подготовки письменной информации) полученных в ход осуществления муниципального жилищного контроля:
- результатов исполнения обязательных требований, в том числе о мерах, принимаемых для устранения выявленных нарушений;
- технического состояния муниципального жилищного фонда;
- эффективности муниципального жилищного контроля.
1.4. Прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и представителей организаций, а также рассмотрение их заявлений и обращений, оказание юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами и деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, товариществам собственников жилья и гражданам информационно-методической, консультативной, организационной поддержки по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
1.5. Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке.
1.6. Осуществление доступа к информации о деятельности администрации города в установленной сфере деятельности Отдела.
1.7. Рассмотрение протестов, представлений, иных документов органов прокуратуры, составление мотивированных ответов с обоснованием позиции по вопросам деятельности Отдела.
1.8. Участие в предоставлении интересов администрации города в судебных и иных органах при рассмотрении дел, связанных со сферами деятельности Отдела.
1.9. Организация содержания муниципального жилищного фонда городского округа посредством участия в Комиссии по определению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
1.10. Обеспечение деятельности рабочей группы при администрации города, осуществляющей осмотр жилого помещения собственника, в части использования жилого помещения не по назначению, систематического нарушения прав и интересов соседей либо бесхозяйственного обращения с жильем, влекущим его разрушение.
2. Функция в сфере городского хозяйства:
2.1. Участие в организации проведения капитального ремонта жилых помещений в городском округе, в которых проживают ветераны Великой Отечественной войны, посредством работы в Комиссии по проверке качества ремонта и обследованию технического состояния жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны, подлежащих капитальному ремонту за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск».
3. Функция в сфере градостроительной деятельности:
3.1. Участие в организации оценки муниципального жилищного фонда на предмет пригодности (непригодности) для проживания, согласования (или отказа) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения жилищного фонда городского округа посредством работы в комиссиях:
- Межведомственной комиссии при администрации города по оценке жилищного фонда;
- Приемочной комиссии по готовности жилого помещения в эксплуатацию после завершения переустройства и (или) перепланировки.
Порядок рассмотрения жалобы на решение контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц
1. Решения контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Федерального закона № 248-ФЗ.
2. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления муниципального жилищного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных мероприятий;
2) актов контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного органа в рамках контрольных мероприятий.
3. Жалоба, подготовленная в соответствии со статьей 41 Федерального закона
№ 248-ФЗ, подается контролируемым лицом в контрольный орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и регионального портала государственных и муниципальных услуг с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. Соответствующая жалоба подается контролируемым лицом на личном приеме мэра города Южно-Сахалинска с предварительным информированием мэра города Южно-Сахалинска о наличии в жалобе (документах) сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
4. Жалоба на решение контрольного органа, действия (бездействия) его должностных лиц рассматривается коллегиальным органом из числа должностных лиц контрольного органа. Порядок деятельности и состав коллегиального органа утверждается распоряжением администрации города Южно-Сахалинска.
5. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству контролируемого лица, подающего жалобу, может быть восстановлен контрольным органом.
6. Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
7. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на двадцать рабочих дней, в следующих исключительных случаях:
1) для рассмотрения жалобы требуется получение сведений, имеющихся в распоряжении иных органов, организаций;
2) поступление обращения контролируемого лица с просьбой о продлении срока рассмотрения жалобы для предоставления дополнительных документов.
8. Решение о результатах рассмотрения жалобы, направляется контролируемому лицу одним из способов по его выбору (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, по адресу электронной почты указанной контролируемым лицом, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет).