Каждую ночь МКП «Завод строительных материалов им. Федотова», которое занимается поддержанием чистоты на дорогах областного центра, выпускает на улицы до 40 единиц поливальной и уборочной техники.

Предприятие охватывает влажной уборкой более 100 километров дорог трех категорий. Работа ведется по технологии, основанной на нормативах, регламентирующих последовательность уборки улично-дорожной сети от пыли, грязи и мусора. Основной объем выполняется в вечернее и ночное время, когда на дорогах снижается интенсивность движения транспорта.

- Уборка осуществляется в несколько этапов, техника работает звеньями, - рассказывает мастер участка механизированной уборки Евгений Брусилов. - В 21.00 на дроги выходят ПУМы (вакуумные пылесосы), которые убирают крупный мусор и смет вдоль бордюров. В 22.00 из автопарка выпускают поливомоечные машины. Они начинают влажную уборку: струей воды прибивают мусор и пыль от осевой к прилотковой части дороги. За ними идут тракторы, оснащенные щетками, чтобы подбить смытую грязь и мусор к обочине. Ближе к утру, когда проезжая часть подсохнет, его уберут пылесосы.

Периодичность уборки зависит от категории дороги. Так, дороги первой категории (центральная часть города) моются 26 раз в месяц (шесть дней в неделю), второй категории - 12 раз в месяц и третьей - 10 раз.

- За смену обычно мою четыре улицы, - рассказывает водитель поливомоечной машины Валерий Загинаев. - Как правило, каждую прохожу два раза, но все зависит от дороги - если рядом стройка, то и три раза приходится мыть.

Районам, в которых ведутся строительные работы, уделяется особое внимание. Например, на ул. Горького, Комсомольской в районе «Аралии», Больничной проезжую часть моют и днем, и ночью.

Для уборки используется обычная вода, а перед крупными городскими мероприятиями на центральных улицах - шампунь для дорог. Этот специальный состав хорошо удаляет въевшуюся в асфальт и в разметку грязь и автомобильное масло.

Специалисты отмечают, что эффект от уборки хороший, но, к сожалению, держится он недолго. Если выехать в город в 7 утра, то видно, что дороги чистые. Но уже после 8.00, когда горожане массово выезжают из дворов, начинается активный вынос грязи и пыли. Поэтому приходится выпускать технику и в дневное время.

- Днем работать, конечно, сложновато. Зачастую возникают конфликты с водителями, которым мы, например, мешаем проехать или припарковаться, - говорит водитель ПУМа Валерий Азюма. - Можем, конечно, и пыль поднять, если вдруг система пылеподавления не справится. Но, с другой стороны, без нашей работы никак. Пылесос мощный, и я за смену собираю килограммы окурков и бутылок, которые эти же водители без зазрения совести выбрасывают из окон автомобилей.

В особом режиме проходит уборка в дождливую погоду. Тогда появляется большое количество грязи, поэтому работать необходимо. Кроме того, грязь размокает и лучше поддается удалению. В зависимости от интенсивности осадков техника работает либо с поливом, либо в режиме щеток без полива сгоняет грязь в ливневую канализацию или к обочинам, чтобы ее не разносили колеса автомобилей. При сильном дожде задача техники - освободить решетки люка ливневой канализации от листвы, веток и мусора, чтобы вода быстрее уходила с проезжей части.

Работу техники и качество уборки отслеживает дежурный мастер: на автомобиле объезжает участки и контролирует нахождение машин на линии через систему GPS. Система позволяет отследить скоростной режим техники и понять, какую именно функцию она сейчас выполняет: полив, режим щеток или направляется на заправку водой. В среднем ПУМ расходует весь объем воды примерно до обеда. Аналогичный расход у поливомоечных машин. Так что, отмечают специалисты, если мимо вас идет пылесос с поднятыми щетками или поливомоечная машина без струи воды, то они движутся в автопарк.

Круглогодично МКП «Завод строительных материалов им. Федотова» обслуживает 238 км. асфальтированных и грунтовых дрог городского округа. В зимний период предприятие проводит расчистку и вывоз снега, обработку противогололедной смесью. В летний период — это уборка улиц, работы по текущему содержанию и ремонту проезжих частей. Автопарк предприятия насчитывает более 150 единиц техники.