Во время встречи мэра Южно-Сахалинска Андрея Лобкина и ряда руководителей структурных подразделений администрации города с представителями общественности были обсуждены вопросы капитального и текущего ремонта городских магистралей, перспективы развития дорожной отрасли и приняты практические решения о расширении общественного контроля в этой сфере.

Открывая встречу, глава города отметил, что в администрации понимают  остроту дорожной проблемы. На ситуацию традиционно влияют несколько объективных причин, например сложный островной климат Сахалина с долгими «переходами через ноль» весной и осенью. В Южно-Сахалинске сезонные колебания температуры длятся до полутора месяцев, талая вода, попадая в любые трещины асфальта, замерзая, рвет его. Аналогичный период, например, на Хоккайдо длится всего около недели. «Все мы видим, как весной крохотные трещинки за пару недель превращаются в огромные ямы. Таких проблем нет в материковой части России и нигде в соседних странах Азии. Хотя нынешняя весна выдалась нетипичной, например, для Хабаровска: там «точка перехода» длилась необычно долго, и городским улицам, по оценке хабаровской мэрии, нанесен ущерб в 300 миллионов рублей», - сказал Андрей Лобкин.

Также многие годы состояние дорог постоянно ухудшалось из-за крайне недостаточного, даже для текущего ремонта, финансирования. Из-за этого постоянно срывались межремонтные сроки, а капремонт городских улиц и вовсе начал наращивать темпы только 3 года назад. Благодаря поддержке областного бюджета Южно-Сахалинск в нынешнем году направит на капитальный и текущий ремонт улиц, разработку проектно-сметной документации (ПСД) беспрецедентную сумму – более 1 миллиарда рублей. Так, преобразятся улицы Физкультурная и Ленина (от кольца на ул. Пуркаева в сторону «Федоровки»), улица Советская в Новоалександровске, будет закончен ремонт Холмского шоссе.

Кстати, именно качество изготовления ПСД проектными организациями зачастую вызывает серьезные нарекания. По словам вице-мэра, начальника МКУ «Управление капитального строительства» (УКС) Андрея Ковальчука, они не раз сталкивались с тем, что работы, проведенные по проектам, оказывались низкого качества. Например, в настоящее время специалисты УКС решают проблему на улице Железнодорожной. Вероятно, по причине недоработок проекта южный участок дороги оказался поврежденным. Если комиссия экспертов найдет подтверждение, что в разрушениях есть вина проектной организации, проектировщику придется устранять недоработки за свой счет.

На встрече было отмечено, что одной из причин проблем в дорожной отрасли является острая нехватка квалифицированных специалистов строительных и инженерных специальностей.

Вопрос текущего ремонта и содержания улиц города затронул заместитель начальника департамента городского хозяйства Валерий Ерохов. Он рассказал, что администрация города зачастую вынуждена идти на меры, вызывающие негативную реакцию горожан. Например, заделывать самые опасные ямы ранней весной, не дожидаясь необходимых среднесуточных температур и достаточного просыхания полотна, предполагая, что данный участок через некоторое время будет ремонтироваться. Это делается по предписаниям органов ГИБДД, а также для безопасности и удобства жителей города, которые хотят ездить по нормальным дорогам сейчас.

После выступления специалистов слово взяли представители общественности. В адрес городских властей прозвучало немало конструктивной критики: за недостаточный контроль подрядчиков по ремонту улиц, за недостаточную очистку города от песка и пыли. Отвечая на последнее замечание, Андрей Лобкин сказал: «Мы осознаем проблему и решаем ее. Например, к уже работающей на очистке города технике в этом году мы закупим еще 10 пылесосов. Но нужно быть объективными и помнить, что в городе немало строительных площадок и грунтовых дорог, откуда грязь на колесах разносится по центру. И еще, ну как можно за месяц собрать 15 тысяч кубометров песка, который мы за 5 месяцев зимы высыпали на улицы? А ведь это делалось для безопасности наших горожан». Отвечая же на критику за недостаточный контроль подрядчиков, глава города призвал общественность к более активной позиции: специалистам того же УКС просто физически не хватает времени, чтобы контролировать все растущее число объектов капитального строительства и ремонта.

Кстати, одно из практических предложений, прозвучавших на встрече от руководителя Сахалинского отделения общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Виктора Маленкова, было с готовностью принято городскими властями. Он сообщил, что они готовы взять под полный контроль, на всех этапах, капремонт улицы Ленина. Причем делать это будет квалифицированный специалист, инженер-дорожник.

На встрече одним из общественников был поднят вопрос электронных аукционов, подрядчиками по результатам которых могут стать организации, не имеющие порой даже собственной техники и отдающие работы на субподряды. Как отметил мэр, порядок расходования бюджетных средств определен Федеральным законом №94 «О размещении заказов». Согласно ему, главный критерий для выбора подрядчика — цена контракта. К сожалению, недобросовестные подрядчики идут на необоснованное снижение стоимости, заранее зная, что это принесет ущерб качеству. А в процессе производства работ нередко вообще отказываются от завершения контракта. Отсюда судебные разбирательства, сорванные сроки работ и ряд других негативных последствий. Впрочем, в последние годы таких подрядчиков становится все меньше. Например, подряды на большинство дорожных работ в Южно-Сахалинске выигрывают, в основном, несколько крупных компаний, которые имеют собственный парк техники, асфальтовые заводы и квалифицированных специалистов. 

Андрей Лобкин оценил предложение одного из представителей общественности об открытии электронной площадки, где все желающие могли бы узнать, где и как ведутся работы по ремонту дорог, и тут же дал указание видоизменить создаваемый электронный вариант муниципальной газеты «Южно-Сахалинск сегодня». Было решено основную часть сайта посвятить важнейшим вопросам жизни города, причем не только ремонту дорог. Там будет размещаться информация по всем главным для развития областного центра темам, от строительства детских садов и движения очереди в них, до ремонта дворов. «В течение месяца этот сайт по адресам: yusakh.ru и юсах.рф - заработает. На нем также можно будет обсудить важные для горожан вопросы, оставить свои замечания, комментарии, увидеть ответы экспертов», - рассказал мэр.

В продолжение темы общественного контроля капремонта дорог было принято решение провести в течение недели координационную встречу активистов со специалистами УКС администрации города, чтобы обсудить практические детали сотрудничества.