На вопросы журналистов ответили вице-мэр Алексей Римша, директор Центра управления городской мобильностью Александр Попов, руководитель Центра развития городской среды Василий Вишневский, а также директор муниципальной транспортной компании Сергей Павлов. Кроме того, во встрече приняли участие министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Валерий Спиченко и заместитель министра Максим Жоголев.

В августе 2022 года в областном центре стартовала транспортная реформа. Как отметил вице-мэр Алексей Римша, до начала масштабных преобразований в течение трех лет специалистами администрации города и областного правительства была проведена серьезная подготовка. Комплекс реализуемых мероприятий включил в себя несколько основных направлений: модернизацию инфраструктуры общественного транспорта, оптимизацию дорожного движения, интеграцию в систему городских перевозок железнодорожного транспорта.

Преобразование общественного транспорта Южно-Сахалинска началось с обновления маршрутной сети. В течение года в областном центре появились три новых автобусных направления, автобусным сообщением охвачены новые улицы муниципалитета, исключены дублирующие маршруты. Для удобства пассажиров были обустроены 70 дополнительных остановочных пунктов.

В рамках обновления подвижного состава муниципалитет приобрел 168 автобусов. Первые 100 единиц транспорта белорусского производства большого и среднего классов уже курсируют по городским маршрутам. Автобусы работают на газомоторном топливе, имеют систему бесконтактной оплаты, адаптированы для маломобильных граждан. До конца ноября парк городских перевозчиков пополнят еще 43 машины. Планируется, что автобусы выйдут на востребованные маршруты № 104, 28, 45, 22. К середине августа первые машины заменят подвижной состав на маршруте № 104, к 1 сентября — на части маршрута № 45, до конца октября — на маршрутах № 28, 22. К концу года в Южно-Сахалинск прибудут оставшиеся 25 единиц.

В ходе реализации транспортной реформы была изменена система пассажирских перевозок — введены брутто-контракты. Документ регламентирует правила перевозок между муниципалитетом и предпринимателями. Такая система помогает равномерно распределить автобусы по городским маршрутам, обеспечить четкое выполнение расписания. Вместе с тем внедрение брутто-контрактов способствует росту добросовестной конкуренции среди перевозчиков, тем самым влияя на повышение качества услуг. На данный момент все перевозчики регулярных городских и пригородных маршрутов переведены на муниципальные контракты.

Контроль за работой системы общественного транспорта с прошлого года осуществляет единый оператор. Организация следит за исполнением брутто-контрактов, фиксирует жалобы пассажиров, обеспечивает безналичную оплату проезда.

Особое внимание в ходе реализации транспортной реформы уделено интеграции железнодорожного транспорта в систему городского сообщения. В прошлом году железнодорожный маршрут соединил Южно-Сахалинск и Дальнее. Для комфорта горожан были открыты два транспортно-пересадочных узла: ТПУ «Привокзальный» и ТПУ «Алые розы». Данные мероприятия к настоящему времени позволили увеличить пассажиропоток на этом направлении за год практически в 10 раз.

С 7 августа в областном центре начнут работу еще три маршрута, которые свяжут юг и север Южно-Сахалинска. До ТПУ «Привокзальный» на рельсобусах можно будет добраться из Ново-Александровска, Христофоровки, также без пересадок на ТПУ можно будет перемещаться между Ново-Александровском и Христофоровкой. На данных направлениях обустроены остановочные пункты. На линиях будут курсировать порядка 20 поездов.

Остановки Сити Молл и Большая Елань преобразованы в совмещенные пункты наземного автобусного и железнодорожного сообщения. Здесь возведены безопасные переходы через железнодорожные пути, выполнено благоустройство. Такой же остановочный пункт появится около завода им. Федотова (вблизи пересечения ул. Ленина и Отдаленной).

Кроме того, на ул. Пограничной в районе Сахалинского государственного университета обустроен еще один мини-ТПУ «Университет». С городским транпспортом его связывает маршрут №5.

Для удобства пассажиров расписание рельсобусов и автобусов синхронизировано. В дальнейшем на данных направлениях появятся дополнительные совмещенные остановочные пункты. Новое расписание размещено на сайте www.тутбудет.рф/metrobus. Здесь же идет голосование за выбор названия (слоган) для всего общественного транспорта в городе Южно-Сахалинске.

В ходе брифинга было отмечено, что с 10 августа в областном центре изменятся тарифы на проезд в общественном транспорте (автобусы и рельсобусы), а также будут введены мультитарифы. Так, стоимость разового билета за при оплате картой составит 30 рублей, за наличные средства - 32 рубля. Стоимость дневного тарифа - 104 рубля. Семидневный проездной можно приобрести за 620 рублей. Стоимость 30-дневного проездного составит 1800 рублей. Новая система тарификации будет более выгодна для горожан, которые регулярно пользуются общественным транспортом. При приобретении абонементов снижается стоимость одной поездки.

Также продолжает действовать механизм бесплатных пересадок. При покупке разового тарифа пассажир может совершать неограниченное количество поездок на рельсобусе или автобусе в течение 45 минут; при приобретении дневного — в течение 24 часов; семидневного — в течение 168 часов; 30-дневного — в течение 720 часов. Абонементы можно оформить на действующие транспортные карты, единую карту сахалинца, через мобильное приложение или систему онлайн-банков.