На территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» действует генеральный план, принятый ещё в 2012 году. Сначала он отвечал всем потребностям, но в 2013-м году в областном центре разработали новые правила землепользования и застройки, которым генплан уже не соответствовал. Подобная ситуация возникла и с проектами планировки городских территорий, поскольку с начала 2000-х Южно-Сахалинск начал активно меняться.
Таким образом, назрела необходимость в новой стратегии пространственного развития городского округа на ближайшие десятилетия. Сформулировать четкий алгоритм действий в соответствии с векторами, определенными этой стратегией, должен современный генеральный план городского округа «Город Южно-Сахалинск». В связи с чем было принято решение о его глобальной переработке.
Совместный труд
Эта большая работа стартовала в 2020 году. Подготовкой новой версии документа, призванного определить градостроительную политику городского округа «Город Южно-Сахалинск» на ближайшие 20 лет, занялись специалисты ГАО «Институт генплана Москвы». В своей работе они учтут мнения всех заинтересованных сторон — власти, бизнеса и, конечно же, местных жителей. Специалисты совместно с мэрией провели опросы, серию проектных семинаров, участниками которых стали активные южносахалинцы и общественники. Наконец, горожане получили возможность вносить свои предложения в проект Генплана с помощью в специально разработанной для этого интерактивной карты городского округа, размещенной на сайте института.
Сейчас работа над генеральным планом Южно-Сахалинска уже проходит процедуру экспертных обсуждений. В частности, в начале сентября мэр города Сергей Надсадин и главный архитектор Южно-Сахалинска Максим Ефанов встретились в Москве с директором института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаилом Блинкиным. Он — один из ведущих российских экспертов по оптимизации городской транспортной системы.
— В разрабатываемом генплане особое внимание уделено развитию автодорожной сети. Это и понятно, потому что город растет и развивается. Появляются новые микрорайоны, в ближайших планах — строительство жилья в северной и южной частях города. Без должной проработки дорожной сети комплексное развитие невозможно, — отметил Сергей Надсадин. — Тем более что в следующем году мы создадим в Южно-Сахалинске центр управления дорожным движением, который в том числе будет регулировать процессы, связанные с развитием транспортной и дорожной инфраструктуры. Немаловажно и то, что мы приступаем к масштабной модернизации общественного транспорта, поэтому профессиональный экспертный взгляд нам необходим.
Цифровой подход
Специалисты Института генплана Москвы — частые гости в Южно-Сахалинске. В сентябре сюда приезжал первый заместитель директора учреждения Олег Григорьев. Он рассказал, что сейчас специалисты увязывают генеральный план с проектом правил землепользования и застройки городского округа, местными нормативами градостроительного проектирования, локальными проектами западного и восточного обходов Южно-Сахалинска, мастер-планом развития СТК «Горный воздух» и другими ключевыми документами. Особое внимание уделяют автодорожным сетям.
— Основой выступает математическая транспортная модель Южно-Сахалинска, на которой отрабатываем все решения, — объяснил Олег Григорьев. — С ее помощью мы прогнозируем развитие города на 20—30 лет вперед, в том числе моделируем улично-дорожную сеть и схему движения общественного транспорта таким образом, чтобы обеспечить сбалансированный трафик. Собственно, и сам генплан представляет собой максимально гибкий цифровой документ, насколько это возможно в достаточно жестких рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Олег Григорьев подтвердил, что сроки завершения работ по формированию генплана не изменились. До конца 2021 года проект будет полностью готов и представлен общественности на обязательных публичных слушаниях. Далее его согласуют в уполномоченных структурах города, области и в федеральных профильных министерствах. Ожидается, что новый генплан окончательно утвердят в середине следующего года.

Справка
Первоначальную планировку Тоехары (будущего Южно-Сахалинска) в начале прошлого века разработал сотрудник гражданской администрации губернаторства Карафуто инженер Ресуке Секияма. В свое время он постигал азы градостроительства под началом специалистов из США, поэтому спланировал Тоехару по американскому образцу, используя принцип гипподамовой сетки.
Советским архитекторам, прибывшим на Сахалин после окончания Второй мировой войны, пришлось проектировать облик города на уже сформированной территории. 25 октября 1949 года Южно-Сахалинский горисполком рассмотрел эскиз первого в истории города генерального плана перспективной застройки. Его подготовили специалисты Ленинградского филиала Государственного института по проектированию и планированию городов. Однако никаких действий, направленных на реализацию генплана, тогда предпринято не было. Далее генплан Южно-Сахалинска разрабатывали в 1951 и 1955 годах, но только в 1968-м документ, наконец, утвердили и приняли к реализации.