В МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Полянка» в областном центре подводят итоги внедрения в образовательный процесс бережливых технологий. Среди реализованных инициатив - наглядная маршрутизация перемещений по зданию и разработка алгоритмов для ежедневных действий воспитанников.

Напомним, в 2018 году администрация Южно-Сахалинска сделала первые шаги к внедрению бережливых технологий в рамках федерального проекта «Эффективный регион». Муниципалитетом оптимизированы три трудоемких процесса, сокращение времени на выполнение которых составило от 1,5 до 5 раз.

Департамент образования Южно-Сахалинска присоединился к внедрению бережливых технологий в 2019 году, когда 9 образовательных учреждений стали пилотными площадками. Кадетская школа, СОШ № 22 и 31, лицей № 2, гимназия № 2, детские сады № 5, 28 и 55, Дворец детского (юношеского) творчества подготовили свои проекты по эффективному управлению. В данное время полученные результаты и практики пилотных учреждений систематизируются и будут представлены в виде методических рекомендаций.

В этом году городским департаментом образования мероприятия «Эффективного региона» будут продолжены, началась реализация двух проектов по оптимизации модели организации питания в дошкольных образовательных организациях и учету детей, подлежащих обучению.

Среди передовиков по применению бережливых технологий из числа образовательных учреждений оказался детский сад № 5 «Полянка» и гимназия № 2. Их опыт был признан успешным и сегодня транслируется для районов области.

- Бережливые технологии в нашем детском саду начались с идеи заведующей, которую она привезла после обучающего семинара в Москве. Мы изучили опыт регионов и тоже вдохновились им. Была создана рабочая группа по реализации проекта, намечен план действий, - рассказала заместить заведующего по воспитательно-методической работе детского сада «Полянка» Наталья Никитина. - Цель бережливых технологий проста - улучшить качество работы в образовательном учреждении, оптимизировать воспитательный процесс, чтобы он удовлетворял и работников, и родителей, и детей. Из первоочередных задач, которые мы ставили перед собой, - улучшение маршрутизации: здание большое, сложной конструкции, ориентироваться в нем нелегко не только малышам, но и родителям. Еще одна важная задача - повышение безопасности.

Для того чтобы передвижение детей по помещению саду было комфортным, в «Полянке» проделали работу по обозначению опасных мест. В их числе двери, открывающиеся наружу. Теперь на полу в коридорах сада светоотражающими наклейками отмечена траектория открытия дверей.

- Желтые наклейки на полу означают, что эти места опасны, их нужно обходить и быть внимательным, чтобы никто не ударился, когда открывают дверь, - отметил воспитанник детского сада «Полянка» Леня Босый. - Другие наклейки помогают нам безопасно ходить по лестнице: по красным пяточкам мы поднимаемся, по синим - спускаемся.

Таким простым и наглядным образом - наклейками на ступеньках в детском саду разведены потоки детей поднимающихся и спускающихся по лестницам, чтобы никто никого не толкал и не мешал. Как отмечают воспитатели, травм и столкновений действительно стало меньше.

Для того, чтобы малыши могли быстро добраться в спортивный или музыкальный зал, также были придуманы специальные указатели: в виде футбольного мяча и нотки, перемещаясь по которым до цели без труда дойдет любой гость или самые маленькие воспитанники.

Еще одно направление бережливых технологий, реализуемых в «Полянке», - алгоритмизация. С целью минимизировать потерю времени на некоторые ежедневно повторяющиеся процессы была продумана система алгоритмов. Так, на шкафчиках в раздевалках появились наглядные инструкции с изображением, в какой последовательности стоит надевать одежду и как ее правильно складывать. В «Полянке» также существуют алгоритмы подготовки к занятиям, ведения дежурства, мытья рук и сервировки стола. Большая часть реализованных инициатив – это идеи рабочей группы, которые не вызывали больших финансовых затрат.

- Очевидный эффект мы отметили в таком непростом процессе, как одевание детей на прогулку - они стали более собраны, - поделилась успехами воспитатель «Полянки» Ирина Старкова. - Перед детьми наглядный алгоритм - как одеваться и как экономить свое время и товарищей. Бережливые технологии положительно влияют не только на самоорганизацию и порядок в шкафчиках, но сказываются на здоровье - дети не ждут и не парятся в одежде.

Было замерено время сбора детей до начала проекта и спустя пару недель, после того как канбаны (инструкции, kanban - метод управления бережливыми производственными линиями) были размещены в саду - временные потери значительно сократились. Некоторые родители, заметив положительный эффект, разместили аналогичные алгоритмы дома.

Один из ключевых принципов бережливых технологий – это постоянное совершенствование. В «Полянке» уже есть планы по разработке дальнейшей маршрутизации как внутри помещения, так и снаружи. Заказаны указатели с обозначением каждой группы для прогулочных участков. К работе планируют привлечь родителей и посетителей сада, для этого в ближайшее время здесь проведут анкетирование со сбором предложений по внедрению бережливых технологий.

При содействии правительства Сахалинской области бережливые технологии сегодня широко внедряют не только в сфере образования, но и общественной безопасности, медицине, пассажирских перевозках.