Еще совсем недавно многие муниципальные учреждения существовали в единственной форме – как учреждения, финансируемые из бюджета. Однако жизнь показала, что и в бюджетной сфере необходима определенная степень свободы. Многие учреждения могут зарабатывать деньги, но закон ограничивал возможность распоряжаться средствами. С другой стороны, и население не всегда получало от бюджетных организаций нужный объем и качество услуг. Поэтому закон разрешил создавать новые формы – муниципальные автономные учреждения. Касалось это сферы образования, культуры, здравоохранения. Пока этот процесс идет медленно – в Южно-Сахалинске действует лишь одно МАУ. Причины тому в основном психологические - не все бюджетники готовы принять рыночные условия. Ведь, помимо муниципального заказа, гарантированного бюджетными средствами, надо еще предложить услуги, которые население согласится оплатить. А для этого требуются  инициативность, предприимчивость, высокий уровень профессионализма. Тем не менее, уверен, что за такой формой будущее. Ведь автономные учреждения наделены правом самостоятельно закупать все, необходимое для работы, расходовать средства так, как считают нужным. Безусловно, требовать «рынка» в бюджетной сфере надо очень осторожно. Но и топтаться на месте тоже бесконечно нельзя. Поэтому администрация будет способствовать переходу самых активных бюджетных учреждений на автономные рельсы.


А скоро в городе появятся новые МАУ – производственные. Дело в том, что Госдума приняла поправки в закон, касающийся создания муниципальных автономных учреждений. Теперь их можно создавать и в секторе реальной экономики. Это хорошая для всех нас новость. Известно, что прежде, чем разместить заказ на ремонт, например, дороги, необходимо провести аукцион. Главным критерием в нем является цена – чем ниже, тем лучше. Но, как выяснилось, этот критерий не всегда объективен. И бывали случаи, когда победитель, предложивший самую низкую цену, просто не мог справиться с заказом – нет у него ни базы, ни квалифицированных кадров. А работы уже развернуты, деньги вложены. Приходилось срочно искать новых подрядчиков, которым к тому же надо было не только продолжить начатое, но и исправить огрехи предшественников. Теперь подобных казусов можно избежать, создавая производственные МАУ и поручая им исполнение муниципального заказа. Разумеется, контроль остается за  органами местной власти. Принято решение, что в городе будут созданы транспортные муниципальные автономные учреждения. Они займутся перевозками пассажиров на муниципальном же транспорте. Движение будет отслеживаться при помощи навигационной системы GPS. Таким образом, мы получим контроль над использованием закупленных городом и с помощью области автобусов, качеством их работы. У нас исчезнет необходимость разбираться, почему автобусы не выходят на линию или рано заканчивают свою работу и кто в этом виноват. Рассчитываем, что процесс организации транспортных МАУ завершится к декабрю, а в новом году они уже будут  работать. Есть также и расчет на то, что создание производственных учреждений подтолкнет к переменам и непроизводственную сферу.