«Сделаем Южно-Сахалинск лучшим городом Дальнего Востока!» - такой призыв прозвучал пару лет назад во время празднования очередного дня рождения островной столицы. Какие шаги в этом направлении были сделаны в прошлом году, что предстоит сделать в нынешнем? Об этом шла речь во время встречи мэра Южно-Сахалинска Андрея Лобкина с местными журналистами, состоявшейся в канун новогодних праздников.

Транспортная развязка
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Это известное выражение с каждым годом приобретает все большую актуальность, а уж в Южно-Сахалинске – особенную. По словам Андрея Лобкина, на почти 197 тысяч южносахалинцев (по состоянию на начало 2013 года) приходится 230 тысяч зарегистрированных на территории городского округа автомобилей. Но эта постоянно растущая автоармада, свидетельствующая о повышении благосостояния горожан, порождает и специфические, знакомые всем владельцам машин проблемы. Километровые пробки в часы пик, забитые личными транспортными средствами дворы говорят о том, что проектировщики в былые времена не учли возможность подобной автомобилизации населения. Что же делать с таким болезненным вопросом сегодня?
Как рассказал мэр Южно-Сахалинска, городские власти приступили к системному решению этой проблемы. Специалисты научного института из Санкт-Петербурга по заказу администрации Южно-Сахалинска в 2014 году представят на рассмотрение администрации областного центра транспортную схему городского округа. Она и должна ответить на вопрос о том, как же разрулить автомобильные потоки. Какие улицы, например, надо расширить, какие транспортные развязки построить. Эта схема относится не только к самому городу, но и к населенным пунктам, входящим в городской округ. Причем первые предложения разработчиков схемы по Коммунистическому проспекту, улицам Ленина и Сахалинской планируется получить уже в январе. Вероятно, многие горожане слышали о том, что существуют интересные предложения о переформатировании центра Южно-Сахалинска. В частности, предлагается образовать новую площадь между Домом правительства и Чехов-центром, создать на ней пешеходную зону. Рассматривается возможность сделать полностью пешеходной и площадь Ленина, пустив транспортный поток в объезд. Но все эти идеи должны быть просчитаны, чтобы не нанести ущерб автомобильному движению.
В ближайших планах строительство улицы Горького до улицы Есенина, затем она будет продолжена на юг и станет для города восточной объездной дорогой. От улицы Сахалинской на север продвинется улица Железнодорожная. Рассматриваются перспективы и других городских магистралей.

Асфальт в перспективе
В 2013 году в капитальный ремонт и реконструкцию городских улиц было вложено около 700 миллионов рублей - небывалая цифра в истории города. Преобразилось, к примеру, Холмское шоссе, а на многострадальной улице Физкультурной выполнен главный объем работ – переложены коллекторы и электрокабели, частично произведено асфальтирование. В 2014 году будут продолжены укладка асфальта, обустройство ливневой канализации, тротуаров, освещения, и эта улица после ввода в эксплуатацию существенно разгрузит проспект Мира.
В очереди на приведение в порядок улицы Пограничная, Емельянова, участок улицы Ленина. Будут продолжены работы на улице Украинской, которая в прошлом году уже значительно преобразилась.
Как рассказал Андрей Лобкин, город отказывается от пресловутого ямочного ремонта улиц и в основном уже перешел на метод сплошного асфальтирования. Применение этого способа хотя и обходится дороже, но зато оно гораздо эффективнее. Благодаря ему дорожное полотно сохраняет приемлемое качество после ремонта значительно дольше.
По словам мэра, одной из главных проблем Южно-Сахалинска остается то, что грунтовки составляют в нем 52-53 процента от общей протяженности дорог, а асфальтовое покрытие, соответственно, имеет только меньшая часть. Это приводит к загрязнению и запыленности улиц. Радикально острота такой проблемы снизится только тогда, когда протяженность асфальтированных дорог достигнет хотя бы процентов 70, а также если будут устранены другие источники загрязнения. Например, если строители станут строго следить за тем, чтобы мылись колеса машин, выезжающих со стройплощадок на улицы. Борясь за решение подобных проблем, южно-сахалинские власти параллельно принимают серьезные меры по поддержанию города в чистоте и порядке.
- Мы сейчас впервые стали расходовать на эти цели примерно 65 процентов от потребностей, - сообщил журналистам Андрей Лобкин.- Если раньше город имел на содержание улично-дорожной сети 200 миллионов рублей при необходимости в 880 миллионов, то сейчас цифра расходов на эти цели приближается к 600 миллионам. Я думаю, что разница заметна и по состоянию нашего города. Должен сказать, что при поддержке правительства Сахалинской области и лично губернатора А.В. Хорошавина нам удается реализовывать масштабные проекты практически во всех сферах.
Для борьбы с пылью и грязью администрация города в 2013 году приобрела новые вакуумные подметально-уборочные машины общей стоимостью свыше 23 миллионов рублей. Это существенно пополнило парк специализированной коммунальной техники.

На вопрос журналистов о том, как будет развиваться общественный автотранспорт Южно-Сахалинска, глава города рассказал, что планируется вернуться к обслуживанию городских маршрутов автобусами большой и средней вместимости. Об этом у мэра был разговор с губернатором области, и глава региона поручил изучить потребности островной столицы в транспорте такого рода. Подсчитано, что необходимо 136 автобусов. Если они будут приобретены, то заменят многочисленные ныне микроавтобусы. А им вновь будет отведена функция маршрутного такси - так, как и было когда-то. Естественно, с возвращением на регулярные маршруты автобусов большей вместимости надо будет решать задачи организации их движения и, главное, контроля исполнения графиков с помощью установки навигационного оборудования и диспетчеризации.

Президентский рубеж
- То, что было намечено на 2013 год, мы преимущественно исполнили, - отметил глава города.- Президент России в свое время поставил задачу к 2020 году довести объем ежегодно сдаваемого жилья до такого уровня, чтобы на каждого гражданина страны приходилось не менее 1 квадратного метра. Мы вплотную приближаемся к этому рубежу.
Как говорится, и невооруженным глазом видно, что в Южно-Сахалинске строится много индивидуального жилья (не менее 60 тысяч квадратных метров по данным, которые привел Андрей Лобкин). Администрация города старается всячески поддерживать этот строительный сектор. В селе Новая Деревня, например, бесплатно выделяются земельные участки для многодетных семей. А город строит там все инженерные коммуникации, включая газовые сети. Готовится и программа по обеспечению дорогами и инженерными коммуникациями дачных и садовых товариществ, которые потенциально являются территориями индивидуального жилищного строительства. Да там уже и строятся собственные капитальные дома.
Но главная задача по строительству, которая стоит перед городом, - к 1 января 2016 года обеспечить граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, дома которых признаны не пригодными для проживания на 1 января 2012, новым жильем. Это цель, поставленная президентом России. Но возможно, что к 2016 году в Южно-Сахалинске будут решены жилищные проблемы и людей, чьи дома были признаны аварийными и непригодными для проживания и позже. Стоит также задача за 2014 год ликвидировать очередь по предоставлению жилья людям, которые имеют на этот счет судебные решения, полученные в 2011-2012 годах.

Развитие - в комплексе
2013 год очень существенно продвинул решение проблемы с обеспечением детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. Буквально под занавес минувшего года в Южно-Сахалинске был сдан детский сад «Радуга». В нынешнем году начинается строительство еще нескольких детских садов. Ввод их в строй практически закроет тему обеспечения для юных горожан доступа к дошкольному образованию.
А власти уже думают о том, где будут учиться ребята, которые сегодня ходят в детские сады. Принята программа по строительству школ. Уже в нынешнем году ее первой ласточкой станет гимназия №3. А с 2016 года начнется строительство других школ. Их согласно программе планируется возвести девять, в том числе школу для ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Прогресс Южно-Сахалинска очевиден практически во всех сферах. Это стало возможно благодаря поддержке правительства и губернатора Сахалинской области, а также применению комплексного, системного подхода к решению городских проблем.
- Мы одними из первых приняли программу комплексного развития города, - подчеркнул Андрей Лобкин. – Ее составные части – генеральный план, правила землепользования и застройки, программа комплексного развития всех инженерных коммуникаций. У нас есть схема теплоснабжения, по которой мы активно работаем, недавно мы приняли схему водоснабжения и водоотведения и приступаем к ее реализации. Заказаны транспортная схема и схема электроснабжения, на выходе схема газоснабжения города. Благодаря этому мы ясно видим цели, стоящие перед городом, и пути их достижения.

В 2014 году на рассмотрение администрации Южно-Сахалинска будет представлена транспортная схема городского округа. Она должна ответить на вопрос о том, как решить одну из актуальнейших проблем островной столицы.

Год в цифрах

- Свыше 30 процентов южносахалинцев активно занимаются спортом (в среднем по России этот показатель чуть больше 20 процентов). В 2013 году на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» было отремонтировано 13 спортивных объектов. В 2014 году будет завершен капитальный ремонт плавательного бассейна. Планируется, что Южно-Сахалинск станет базой подготовки сборной России к зимним Олимпийским играм 2018 года в Республике Корее. Это предполагает строительство с участием федеральных средств новых спортивных объектов мирового класса.

- 750 квартир планируется сдать в Южно-Сахалинске в 2014 году (без учета индивидуального и коммерческого жилищного строительства). В 2012 году эта цифра составила 399 квартир, в 2013-м – 585. Бесплатно жилье получают переселенцы из ветхого, аварийного жилья, а также из домов, которые расселяются по программе сейсмоукрепления. Город также участвует в программах поддержки при строительстве и приобретении жилья молодыми семьями и учеными, а также работниками бюджетной сферы.

 

Сергей Тараканов, главный редактор газеты "Южно-Сахалинск сегодня"