Согласно разъяснениям Управления федеральной налоговой службы России по Сахалинской области налогообложение субсидий, представленных субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» осуществляется с учетом действующих систем налогообложения:

1. Налогообложение субсидий при применении общей системы налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы от реализации товаров ( работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является закрытым.

Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном пунктом 4.1. статьи 271 Кодекса. При этом дополнительного налогообложения данных субсидий не возникает, так как расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии формируют затратную часть при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентная система налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентная система налогообложения применяются наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 346.26, пункту 10 статьи 346.43 Кодекса применение указанных специальных налоговых режимов предусматривает освобождение организацийи индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (в отношении прибыли, доходов, полученных организациями и индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов предпринимательской деятельности,в отношении которых применяется патентная система налогообложения).

Полученные из бюджета субсидии на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, налогом, уплачиваемым в связи с применением патентной системы налогообложения, не подлежат налогообложению в рамках иных режимов при условии обязательного ведения раздела учета доходов, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с пунктом 7 статьи 346.26, пункта 3 статьи 346.50 Кодекса.

3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения.

Положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5, пункта 1 статьи 346.17 Кодекса определено, что при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системы налогообложения средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Вышеуказанный порядок признания доходов при применении упрощенной системы налогообложения применяется как налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, так и налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм таких выплат (средств).

Порядок признания расходов налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения установлен соответствующими нормами глав 26.1, 26.2 Кодекса.

В частности, согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 346.5, подпункту 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию в течении налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса при применении упрощенной системы налогообложения расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения на дату реализации товаров.

При этом, согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 346.5 пункту 1 статьи 346.17 Кодекса у налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенную систему налогообложения, датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).

Учитывая указанные положения Кодекса, доходы в виде средств финансовой поддержки (субсидии) отражаются в доходах и, соответственно, в расходах на дату признания расходов в вышеизложенном порядке.

Учитывая изложенное, сумма субсидии, полученная в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», соответствующая произведенным за счет этого источника расходам, связанным с предпринимательской деятельностью, в налоговую базу при применении налогоплательщиками системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и упрощенной системы налогообложения, не включаются.