Утверждена постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 28.06.2010 N 1193
1. Общие положения
1.1. Концепция выставочно-ярмарочной деятельности городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - Концепция) разработана в соответствии с решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 28.05.2008 N 1099/51-08-3 "Об утверждении стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года".
1.2. Целью Концепции является определение принципов развития и организации выставочно-ярмарочной деятельности в интересах города Южно-Сахалинска и местных производителей товаров (работ, услуг), зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
1.3. Концепция призвана содействовать развитию экономики города, поддержке местных товаропроизводителей, развитию предпринимательства, созданию благоприятного имиджа города Южно-Сахалинска на региональном и международном уровнях в политической, экономической и социальной сферах.
1.4. Выставочно-ярмарочная деятельность, проводимая в городе Южно-Сахалинске, является одним из видов предпринимательской деятельности.
Отечественные и зарубежные фирмы, организующие выставки (ярмарки) на территории городского округа, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. Основные понятия, используемые в области выставочно-ярмарочной деятельности, и классификация выставочно-ярмарочных мероприятий определены приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 N 512-ст "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. ГОСТ Р 53103-2008".
1.6. В настоящей Концепции используются следующие понятия:
Выставочно-ярмарочная деятельность - предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.
Выставка (ярмарка) - выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация, и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.
Сопутствующие выставке (ярмарке) мероприятия - мероприятия, организуемые в рамках деловой программы выставки/ярмарки для более полного и глубокого раскрытия ее тематического содержания.
Деловая программа выставки (ярмарки) - программа, включающая в себя конгрессную часть, презентации экспонентов, отдельных товаров и услуг, пресс-конференции, деловые встречи, фестивали, конкурсы, дегустации, мастер-классы, семинары.
Организатор выставки (ярмарки) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который организует и (или) осуществляет руководство выставочно-ярмарочным мероприятием.
Экспонент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, демонстрирующий товары и (или) услуги по теме выставки (ярмарки), привлекая для этого собственный или нанятый им персонал.
Рынок выставочных услуг - совокупность экономических отношений между различными участниками рынка в сфере реализации выставочных услуг.
Участники рынка выставочных услуг - юридические и физические лица, по профессионально-деловым интересам вовлеченные в выставочно-ярмарочную деятельность.
Инфраструктура выставочно-ярмарочной деятельности - комплекс обслуживающих отраслей и структур, обеспечивающий в период проведения выставочно-ярмарочных мероприятий необходимые условия экспонентам и посетителям и включающий выставочные и связанные с ними иные услуги.
Выставочные услуги - определенные виды и направления выставочного предпринимательства, предназначенные для решения конкретных задач, возникающих у экспонентов и (или) посетителей в период подготовки, проведения и завершения выставочно-ярмарочного мероприятия.
2. Цели и задачи выставочно-ярмарочной деятельности
2.1. В современных условиях эффективное управление развитием любого региона и города трудноосуществимо без городского маркетинга, практическим инструментом которого является выставочно-ярмарочная деятельность.
Повышение экономического потенциала предприятий различных форм собственности зависит от их способности реализовать новые формы работы, от эффективности реализации маркетинговой и инновационной политики, от проводимых на территории городского округа и за его пределами мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентных преимуществ экономики городского округа.
2.2. Основной целью развития выставочно-ярмарочной деятельности является реализация основных направлений социально-экономической политики городского округа "Город Южно-Сахалинск".
2.3. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- продвижение продукции местных товаропроизводителей на внутренний и внешний рынки путем участия в республиканских, межрегиональных, международных выставках;
- формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвестиций;
- оказание участникам рынка стандартных выставочных услуг;
- создание каталога выставки (ярмарки);
- продвижение новой продукции, компаний, научно-исследовательских, конструкторских, технологических разработок, различных работ и услуг;
- позиционирование и продвижение марок местных товаропроизводителей;
- формирование эффективных механизмов координации и саморегулирования выставочно-ярмарочной деятельности с привлечением заинтересованных организаций;
- демонстрация достижений предприятий города, представление продукции;
- апробация и изучение рынка для новых видов товаров и услуг;
- изучение спроса и предложения;
- расширение рынков сбыта продукции предприятий города;
- установление новых деловых контактов;
- заключение договоров.
2.4. Решение указанных задач будет способствовать:
- повышению экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности;
- координации деятельности органов местного самоуправления в области организации и проведения приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий;
- увеличению экспорта выпускаемой продукции;
- расширению торговых связей города с субъектами Российской Федерации и зарубежными партнерами.
3. Механизм реализации Концепции выставочно-ярмарочной деятельности
3.1. Механизм реализации выставочно-ярмарочной деятельности направлен на разработку комплекса мер в области координации и поддержки развития выставочно-ярмарочной деятельности с учетом интересов всех заинтересованных сторон в деле формирования благоприятного имиджа городского округа, как делового центра Сахалинской области.
3.2. В целях координации выставочно-ярмарочной деятельности, формирования единого выставочного календаря создается координационный комитет по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности при администрации города Южно-Сахалинска (далее - Комитет), который осуществляет деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации города.
3.3. Ежегодно, до 1 декабря текущего года, структурные подразделения администрации города и организатор выставки (ярмарки) представляют в Комитет планы выставок (ярмарок) на предстоящий календарный год, концепцию по проведению выставки (ярмарки) и в течение одного месяца после проведения отчет об эффективности проведения выставки (ярмарки).
3.4. Комитет рассматривает представленную в соответствии с п. 3.3 настоящей Концепции информацию, формирует годовой календарь выставок (ярмарок), проводимых при муниципальной поддержке городского округа "Город Южно-Сахалинск", на соответствующий календарный год.
3.5. Типовые Формы документов, определенных п. 3.3 настоящей Концепции, утверждаются на заседании Комитета.
3.6. Для упорядочения процессов, происходящих в выставочно-ярмарочной деятельности, и действий участвующих в ней лиц могут разрабатываться в соответствии с действующим законодательством нормативно-правовые акты городского округа "Город Южно-Сахалинск".
3.7. Разработку нормативно-правовых актов с учетом календаря выставок (ярмарок) осуществляет структурное подразделение администрации города, ответственное за организацию выставки (ярмарки).
3.8. Финансирование выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется за счет организатора или экспонента выставочно-ярмарочного мероприятия.
3.9. Организаторам и экспонентам выставочного мероприятия может оказываться одна из форм муниципальной поддержки.
3.10. Муниципальная поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий является совокупностью мер, обеспечивающих официальную поддержку выставочно-ярмарочных мероприятий и содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении продукции, товаров и услуг на российском и зарубежных рынках.
3.11. Основными формами муниципальной поддержки являются:
3.11.1. Финансовая поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий осуществляется за счет средств бюджета городского округа в пределах ассигнований на соответствующий финансовый год, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск".
3.11.2. Организационно-информационная поддержка осуществляется со стороны отраслевых департаментов и управлений:
- информирование делового сообщества города Южно-Сахалинска, Сахалинской области, России и зарубежных стран о конкурентных преимуществах городского округа;
- привлечение к участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях представителей из регионов России и зарубежных стран;
- участие в организации протокольных мероприятий (церемоний открытия и закрытия мероприятий, награждения участников и т.п.) выставки и сопутствующих мероприятий выставки (ярмарки) и т.д.;
- налаживание деловых контактов с аналогичными муниципальными образованиями Сахалинской области и регионов России;
- ведение страницы "Выставочно-ярмарочная деятельность" в разделе "Бизнес города" в рамках официального сайта администрации города Южно-Сахалинска.
3.12. Принятие решения об оказании организационно-информационной поддержки участников выставочно-ярмарочных мероприятий принимает Комитет.
3.13. В случае если организатором выставки (ярмарки) является администрация городского округа "Город Южно-Сахалинск" или ее структурное подразделение, то для организации выставки привлекается специализированная организация, одним из видов деятельности которой является выставочно-ярмарочная деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД".
3.14. Специализированная организация определяется по результатам проведенных торгов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3.15. На специализированную организацию возлагается решение следующих задач:
- постоянное взаимодействие с Комитетом;
- разработка концепции по выставке (ярмарке);
- привлечение предприятий различных форм собственности в выставочно-ярмарочную деятельность;
- подготовка участия предприятий города в выставочных мероприятиях, проводимых в городе, в том числе организация открытия постоянно действующей выставочной экспозиции, в которой представлены общие сведения о городе, показатели социально-экономического развития города, инвестиционные проекты;
- подготовка участия предприятий города в выставках (ярмарках), проводимых за рубежом;
- предоставление консультационных и методических услуг для организации выставочных мероприятий в городе и за его пределами;
- обеспечение и обмен информацией по организации и проведению выставки (ярмарки), создание единой информационной базы о выставках (ярмарках);
- публикация материалов о выставочных мероприятиях в средствах массовой информации;
- выпуск информационного каталога по выставочно-ярмарочному мероприятию;
- представление отчета об эффективности проведения выставочно-ярмарочного мероприятия по установленной форме.
4. Основные направления развития выставочно-ярмарочной деятельности
Основные направления развития выставочно-ярмарочной деятельности предусматривают проведение выставок (ярмарок), проводимых в интересах города Южно-Сахалинска и направленных на продвижение развития территории городского округа.
При этом получит свое дальнейшее развитие сфера досуга, отдыха, образования и культуры.
С целью содействия в развитии науки, промышленности и потребительского рынка будут проводиться разнообразные выставки (ярмарки).
В качестве первоочередной задачи, определяющей пути реализации настоящей Концепции, предусматриваются создание системы организации выставочно-ярмарочной деятельности, развитие выставочной инфраструктуры и координация выставочной деятельности в городе.
В настоящее время выставки и ярмарки с участием предприятий города в основном проводятся на базе арендуемых помещений, не всегда отвечающих современным архитектурным требованиям. Специализированная выставочная площадь, отвечающая международным стандартам, отсутствует.
Это приводит к оттоку областных предприятий и организаций, желающих участвовать в различного рода выставках (ярмарках), на другие выставочные территории (г. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и другие крупные промышленные центры России).
Развитие полноценной выставочно-ярмарочной деятельности в городском округе требует создания соответствующей выставочной инфраструктуры, включая современную выставочную недвижимость, и образования специализированных организаций - организаторов выставок (ярмарок).
Осуществление данной задачи возможно при непосредственном участии Правительства Сахалинской области.
Город Южно-Сахалинск имеет:
- значительный экономический потенциал с рыночной ориентацией;
- удобное географическое расположение (административно-культурный и деловой центр Сахалинской области);
- широкую сеть международных и внутренних российских авиалиний, развитую транспортную инфраструктуру.
Обладая научно-техническим потенциалом, город Южно-Сахалинск привлекателен с инвестиционной точки зрения.
Современные тенденции указывают на рост потребности в международных и межрегиональных выставках (ярмарках) как факторе, оказывающем бесспорное влияние на развитие экономики, международной кооперации и свободного рынка.
Именно через активное участие в выставках (ярмарках) отечественные предприятия и организации независимо от формы собственности получат дополнительные возможности экономического роста.
С экономической точки зрения, выставочно-ярмарочная деятельность позволит не только создать новые рабочие места в городе, но и стать "точкой роста" предпринимательской активности, стимулировать развитие многих отраслей экономики и сферы обслуживания, инициировать развитие науки и промышленности, малого предпринимательства, качественно повлиять на формирование российского потребительского рынка, а также принести городскому бюджету доходы от выставочной и сопутствующей деятельности.
Выставки (ярмарки) позволят способствовать созданию устойчивой системы защиты потребительского рынка от недоброкачественной продукции, развивать здоровую конкуренцию и стимулировать российского товаропроизводителя.
Благоприятные условия, высокая инвестиционная привлекательность и экономическая результативность выставочно-ярмарочной деятельности позволят занять достойное место в качестве одного из влиятельных областных центров промышленного производства, международной торговли, выставок и туризма.
5. Первоочередные меры по реализации Концепции
К первоочередным мерам по реализации настоящей Концепции выставочно-ярмарочной деятельности относятся:
- разработка нормативных документов, регулирующих выставочно-ярмарочную деятельность на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск";
- рассмотрение вопроса о строительстве постоянно действующего выставочного центра;
- подготовка ежегодного календаря выставок (ярмарок), разрабатываемого с учетом интересов соответствующих сторон в деле формирования благоприятного имиджа города, привлечения инвестиций на территорию городского округа "Город Южно-Сахалинск".