Утверждена постановлением

администрации г. Южно-Сахалинска

от 28.06.2010 N 1193

 1. Общие положения

1.1. Концепция выставочно-ярмарочной деятельности городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - Концепция) разработана в соответствии с решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 28.05.2008 N 1099/51-08-3 "Об утверждении стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года".

1.2. Целью Концепции является определение принципов развития и организации выставочно-ярмарочной деятельности в интересах города Южно-Сахалинска и местных производителей товаров (работ, услуг), зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".

1.3. Концепция призвана содействовать развитию экономики города, поддержке местных товаропроизводителей, развитию предпринимательства, созданию благоприятного имиджа города Южно-Сахалинска на региональном и международном уровнях в политической, экономической и социальной сферах.

1.4. Выставочно-ярмарочная деятельность, проводимая в городе Южно-Сахалинске, является одним из видов предпринимательской деятельности.

Отечественные и зарубежные фирмы, организующие выставки (ярмарки) на территории городского округа, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.5. Основные понятия, используемые в области выставочно-ярмарочной деятельности, и классификация выставочно-ярмарочных мероприятий определены приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 N 512-ст "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. ГОСТ Р 53103-2008".

1.6. В настоящей Концепции используются следующие понятия:

Выставочно-ярмарочная деятельность - предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.

Выставка (ярмарка) - выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация, и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.

Сопутствующие выставке (ярмарке) мероприятия - мероприятия, организуемые в рамках деловой программы выставки/ярмарки для более полного и глубокого раскрытия ее тематического содержания.

Деловая программа выставки (ярмарки) - программа, включающая в себя конгрессную часть, презентации экспонентов, отдельных товаров и услуг, пресс-конференции, деловые встречи, фестивали, конкурсы, дегустации, мастер-классы, семинары.

Организатор выставки (ярмарки) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который организует и (или) осуществляет руководство выставочно-ярмарочным мероприятием.

Экспонент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, демонстрирующий товары и (или) услуги по теме выставки (ярмарки), привлекая для этого собственный или нанятый им персонал.

Рынок выставочных услуг - совокупность экономических отношений между различными участниками рынка в сфере реализации выставочных услуг.

Участники рынка выставочных услуг - юридические и физические лица, по профессионально-деловым интересам вовлеченные в выставочно-ярмарочную деятельность.

Инфраструктура выставочно-ярмарочной деятельности - комплекс обслуживающих отраслей и структур, обеспечивающий в период проведения выставочно-ярмарочных мероприятий необходимые условия экспонентам и посетителям и включающий выставочные и связанные с ними иные услуги.

Выставочные услуги - определенные виды и направления выставочного предпринимательства, предназначенные для решения конкретных задач, возникающих у экспонентов и (или) посетителей в период подготовки, проведения и завершения выставочно-ярмарочного мероприятия.

2. Цели и задачи выставочно-ярмарочной деятельности

2.1. В современных условиях эффективное управление развитием любого региона и города трудноосуществимо без городского маркетинга, практическим инструментом которого является выставочно-ярмарочная деятельность.

Повышение экономического потенциала предприятий различных форм собственности зависит от их способности реализовать новые формы работы, от эффективности реализации маркетинговой и инновационной политики, от проводимых на территории городского округа и за его пределами мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентных преимуществ экономики городского округа.

2.2. Основной целью развития выставочно-ярмарочной деятельности является реализация основных направлений социально-экономической политики городского округа "Город Южно-Сахалинск".

2.3. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- продвижение продукции местных товаропроизводителей на внутренний и внешний рынки путем участия в республиканских, межрегиональных, международных выставках;

- формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвестиций;

- оказание участникам рынка стандартных выставочных услуг;

- создание каталога выставки (ярмарки);

- продвижение новой продукции, компаний, научно-исследовательских, конструкторских, технологических разработок, различных работ и услуг;

- позиционирование и продвижение марок местных товаропроизводителей;

- формирование эффективных механизмов координации и саморегулирования выставочно-ярмарочной деятельности с привлечением заинтересованных организаций;

- демонстрация достижений предприятий города, представление продукции;

- апробация и изучение рынка для новых видов товаров и услуг;

- изучение спроса и предложения;

- расширение рынков сбыта продукции предприятий города;

- установление новых деловых контактов;

- заключение договоров.

2.4. Решение указанных задач будет способствовать:

- повышению экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности;

- координации деятельности органов местного самоуправления в области организации и проведения приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий;

- увеличению экспорта выпускаемой продукции;

- расширению торговых связей города с субъектами Российской Федерации и зарубежными партнерами.

3. Механизм реализации Концепции выставочно-ярмарочной деятельности

3.1. Механизм реализации выставочно-ярмарочной деятельности направлен на разработку комплекса мер в области координации и поддержки развития выставочно-ярмарочной деятельности с учетом интересов всех заинтересованных сторон в деле формирования благоприятного имиджа городского округа, как делового центра Сахалинской области.

3.2. В целях координации выставочно-ярмарочной деятельности, формирования единого выставочного календаря создается координационный комитет по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности при администрации города Южно-Сахалинска (далее - Комитет), который осуществляет деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации города.

3.3. Ежегодно, до 1 декабря текущего года, структурные подразделения администрации города и организатор выставки (ярмарки) представляют в Комитет планы выставок (ярмарок) на предстоящий календарный год, концепцию по проведению выставки (ярмарки) и в течение одного месяца после проведения отчет об эффективности проведения выставки (ярмарки).

3.4. Комитет рассматривает представленную в соответствии с п. 3.3 настоящей Концепции информацию, формирует годовой календарь выставок (ярмарок), проводимых при муниципальной поддержке городского округа "Город Южно-Сахалинск", на соответствующий календарный год.

3.5. Типовые Формы документов, определенных п. 3.3 настоящей Концепции, утверждаются на заседании Комитета.

3.6. Для упорядочения процессов, происходящих в выставочно-ярмарочной деятельности, и действий участвующих в ней лиц могут разрабатываться в соответствии с действующим законодательством нормативно-правовые акты городского округа "Город Южно-Сахалинск".

3.7. Разработку нормативно-правовых актов с учетом календаря выставок (ярмарок) осуществляет структурное подразделение администрации города, ответственное за организацию выставки (ярмарки).

3.8. Финансирование выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется за счет организатора или экспонента выставочно-ярмарочного мероприятия.

3.9. Организаторам и экспонентам выставочного мероприятия может оказываться одна из форм муниципальной поддержки.

3.10. Муниципальная поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий является совокупностью мер, обеспечивающих официальную поддержку выставочно-ярмарочных мероприятий и содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении продукции, товаров и услуг на российском и зарубежных рынках.

3.11. Основными формами муниципальной поддержки являются:

3.11.1. Финансовая поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий осуществляется за счет средств бюджета городского округа в пределах ассигнований на соответствующий финансовый год, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа "Город Южно-Сахалинск".

3.11.2. Организационно-информационная поддержка осуществляется со стороны отраслевых департаментов и управлений:

- информирование делового сообщества города Южно-Сахалинска, Сахалинской области, России и зарубежных стран о конкурентных преимуществах городского округа;

- привлечение к участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях представителей из регионов России и зарубежных стран;

- участие в организации протокольных мероприятий (церемоний открытия и закрытия мероприятий, награждения участников и т.п.) выставки и сопутствующих мероприятий выставки (ярмарки) и т.д.;

- налаживание деловых контактов с аналогичными муниципальными образованиями Сахалинской области и регионов России;

- ведение страницы "Выставочно-ярмарочная деятельность" в разделе "Бизнес города" в рамках официального сайта администрации города Южно-Сахалинска.

3.12. Принятие решения об оказании организационно-информационной поддержки участников выставочно-ярмарочных мероприятий принимает Комитет.

3.13. В случае если организатором выставки (ярмарки) является администрация городского округа "Город Южно-Сахалинск" или ее структурное подразделение, то для организации выставки привлекается специализированная организация, одним из видов деятельности которой является выставочно-ярмарочная деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД".

3.14. Специализированная организация определяется по результатам проведенных торгов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

3.15. На специализированную организацию возлагается решение следующих задач:

- постоянное взаимодействие с Комитетом;

- разработка концепции по выставке (ярмарке);

- привлечение предприятий различных форм собственности в выставочно-ярмарочную деятельность;

- подготовка участия предприятий города в выставочных мероприятиях, проводимых в городе, в том числе организация открытия постоянно действующей выставочной экспозиции, в которой представлены общие сведения о городе, показатели социально-экономического развития города, инвестиционные проекты;

- подготовка участия предприятий города в выставках (ярмарках), проводимых за рубежом;

- предоставление консультационных и методических услуг для организации выставочных мероприятий в городе и за его пределами;

- обеспечение и обмен информацией по организации и проведению выставки (ярмарки), создание единой информационной базы о выставках (ярмарках);

- публикация материалов о выставочных мероприятиях в средствах массовой информации;

- выпуск информационного каталога по выставочно-ярмарочному мероприятию;

- представление отчета об эффективности проведения выставочно-ярмарочного мероприятия по установленной форме.

4. Основные направления развития выставочно-ярмарочной деятельности

Основные направления развития выставочно-ярмарочной деятельности предусматривают проведение выставок (ярмарок), проводимых в интересах города Южно-Сахалинска и направленных на продвижение развития территории городского округа.

При этом получит свое дальнейшее развитие сфера досуга, отдыха, образования и культуры.

С целью содействия в развитии науки, промышленности и потребительского рынка будут проводиться разнообразные выставки (ярмарки).

В качестве первоочередной задачи, определяющей пути реализации настоящей Концепции, предусматриваются создание системы организации выставочно-ярмарочной деятельности, развитие выставочной инфраструктуры и координация выставочной деятельности в городе.

В настоящее время выставки и ярмарки с участием предприятий города в основном проводятся на базе арендуемых помещений, не всегда отвечающих современным архитектурным требованиям. Специализированная выставочная площадь, отвечающая международным стандартам, отсутствует.

Это приводит к оттоку областных предприятий и организаций, желающих участвовать в различного рода выставках (ярмарках), на другие выставочные территории (г. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и другие крупные промышленные центры России).

Развитие полноценной выставочно-ярмарочной деятельности в городском округе требует создания соответствующей выставочной инфраструктуры, включая современную выставочную недвижимость, и образования специализированных организаций - организаторов выставок (ярмарок).

Осуществление данной задачи возможно при непосредственном участии Правительства Сахалинской области.

Город Южно-Сахалинск имеет:

- значительный экономический потенциал с рыночной ориентацией;

- удобное географическое расположение (административно-культурный и деловой центр Сахалинской области);

- широкую сеть международных и внутренних российских авиалиний, развитую транспортную инфраструктуру.

Обладая научно-техническим потенциалом, город Южно-Сахалинск привлекателен с инвестиционной точки зрения.

Современные тенденции указывают на рост потребности в международных и межрегиональных выставках (ярмарках) как факторе, оказывающем бесспорное влияние на развитие экономики, международной кооперации и свободного рынка.

Именно через активное участие в выставках (ярмарках) отечественные предприятия и организации независимо от формы собственности получат дополнительные возможности экономического роста.

С экономической точки зрения, выставочно-ярмарочная деятельность позволит не только создать новые рабочие места в городе, но и стать "точкой роста" предпринимательской активности, стимулировать развитие многих отраслей экономики и сферы обслуживания, инициировать развитие науки и промышленности, малого предпринимательства, качественно повлиять на формирование российского потребительского рынка, а также принести городскому бюджету доходы от выставочной и сопутствующей деятельности.

Выставки (ярмарки) позволят способствовать созданию устойчивой системы защиты потребительского рынка от недоброкачественной продукции, развивать здоровую конкуренцию и стимулировать российского товаропроизводителя.

Благоприятные условия, высокая инвестиционная привлекательность и экономическая результативность выставочно-ярмарочной деятельности позволят занять достойное место в качестве одного из влиятельных областных центров промышленного производства, международной торговли, выставок и туризма.

5. Первоочередные меры по реализации Концепции

К первоочередным мерам по реализации настоящей Концепции выставочно-ярмарочной деятельности относятся:

- разработка нормативных документов, регулирующих выставочно-ярмарочную деятельность на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск";

- рассмотрение вопроса о строительстве постоянно действующего выставочного центра;

- подготовка ежегодного календаря выставок (ярмарок), разрабатываемого с учетом интересов соответствующих сторон в деле формирования благоприятного имиджа города, привлечения инвестиций на территорию городского округа "Город Южно-Сахалинск".