Около трех часов мэр Сергей Надсадин, первый вице-мэр Наталия Куприна и разработчики проекта из архитектурного бюро «Остоженка» и НИиПИ Генплана Москвы отвечали на вопросы горожан. Обсудить концепцию столичных архитекторов, внести замечания и предложения пришли порядка 150 человек: молодежь, пенсионеры, представители строительных, архитектурных, общественных организаций.

Обращаясь к собравшимся, мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин отметил, что сегодняшняя презентация - это далеко не финальный проект развития города. Это приглашение горожан к диалогу, чтобы совместно со специалистами определиться, в каком направлении будет дальше развиваться Южно-Сахалинск.

В 2017 году основными направлениями станут: комплексное благоустройство улиц Сахалинской и Комсомольской, ремонт так называемого праздничного квадрата (район ул. Горького, Коммунистический пр., пр. Мира, пр. Победы), а также два проекта по строительству новых улиц в южной части города - продление ул. Горького от Есенина до Больничной и ул. Больничной до пересечения с Горького. В планах мэрии опробовать систему платной парковки. Но прежде будут обустроены бесплатные муниципальные плоскостные стоянки за Домом быта, в границах улиц Институтской и Вокзальной, Дзержинского и Хабаровской и за Домом торговли. Продолжится ремонт фасадов жилых домов, благоустройство дворовых территорий, реконструкция скверов, запланирована реконструкция двух городских набережных и городского парка.

Что касается перспективного развития города, администрация рассматривает различные варианты. Свои предложения представили специалисты архитектурного бюро «Остоженка» и НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов и Максим Перов. Архитекторы имеют серьезный опыт - разрабатывали концепции развития и работают над генпланами Севастополя, Иркутска, Казани. Проектировщики изучили историю Южно-Сахалинска, его расположение, плотность застройки, распределение пространственных зон. Все это легло в основу концепции. Ее главный принцип заключается в заполнении «пустот» города. Имеются в виду разрушенные производственные объекты, территории военных частей, обустройство комфортных зон отдыха, расположенных непосредственно возле жилых домов.

Концепция вызвала интерес у жителей города. Были заданы десятки вопросов и озвучены различные мнения и предложения. Один из спорных моментов - перенос железнодорожного узла из центра города в сторону ТЭЦ. Разработчики отметили, что эта идея продиктована временем. Объектам вагоноремонтного завода уже не один десяток лет, и в скором времени им потребуется реконструкция, которую можно будет совместить с переносом объекта.

- Сегодня было озвучено много дельных предложений, - говорит южносахалинец Матвей Егоров. - Это повышение связанности дорожной сети, застройка территорий, которые находятся в центре города, но заняты неэффективными постройками и производственными мощностями. Согласен, что город нужно уплотнять, но избегать при этом точечной застройки. Идея с платными и муниципальными парковками, думаю, очень своевременна.

- Мы молодежь, и нам предстоит жить в этом городе, развивать его, внедрять что-то новое. Поэтому мы тоже должны участвовать в таких обсуждениях, - уверен Александр Витюк. - Понятно, что это планы не ближайших 2-3 лет. Но увидеть новые парки, обновленные улицы хочется поскорее.

- Проектировщики обозначили основные моменты, которые стоит менять и которые уже давно обсуждаются: территории, занятые под воинские части, производственные цеха. Проекту теперь требуются конкретные точечные доработки. Эта концепция вполне имеет право на осуществление, - говорит представитель Союза строителей Сахалина и Курил Виктор Варламов.

Первый вице-мэр Наталия Куприна отметила, что всегда важно узнать мнение именно профессионалов, которые имеют опыт работы в направлении развития городского пространства крупных городов.

- Хорошее предложение по транспортным развязкам, продолжению некоторых улиц, его стоит рассмотреть, - сказала она. - Может быть, это и спорно, но мне понравилась идея интегрировать железную дрогу в городское пространство, чтобы она стала элементом транспортной инфраструктуры - по сути наземным метро. Просто нужно развивать эту идею и довести ее до совершенства.

В дальнейшем к работе присоединится и местное профессиональное сообщество архитекторов и проектировщиков. Одна из идей, которую также планируется реализовать, - создание района в стилистике периода Карафуто, чтобы сохранить историческое прошлое города.

Подводя итоги встречи, мэр Сергей Надсадин поблагодарил всех за неравнодушие к жизни города:

- Сегодня во время встречи звучали и критика, и действительно грамотные предложения. Все, что мы услышали, будет проанализировано специалистами и найдет отражение и в ближайших, и в перспективных планах благоустройства. План перспективной проектировки - неотъемлемая часть градостроительной политики любого города, поэтому нам он необходим. Что в него войдет, какие идеи и решения - это все будет обсуждаться и со специалистами, и обязательно с жителями в ходе дальнейших встреч.