Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта

Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, утверждены постановлением Правительства РФ от 15.11.2014 № 1208.

В соответствии с указанными Требованиями физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, обязаны:

а) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, включающими перечень необходимых документов, устанавливаемыми Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации;

б) выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей;

в) информировать силы обеспечения транспортной безопасности о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.

3. Физическим лицам, следующим либо находящимся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, запрещается:

а) проносить (провозить) в зону транспортной безопасности предметы и вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве;

б) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности, расположенных в зоне транспортной безопасности;

в) принимать материальные объекты для их перевозки на транспортном средстве без уведомления сил обеспечения транспортной безопасности и прохождения процедуры досмотра в случаях, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности, установленными в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности»;

г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств) функционированию транспортного средства или ограничивающие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, а также действия, направленные на повреждение (хищение) элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которые могут привести их в негодное для эксплуатации состояние либо состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, пассажиров и других лиц;

д) передавать документы сторонним лицам, предоставляющие право прохождения процедуры досмотра в особом порядке, для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности;

е) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства вне (в обход) установленных субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком проходов (проездов);

ж) предпринимать действия, имитирующие подготовку к совершению либо совершение актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства;

з) использовать пиротехнические изделия без разрешения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве;

и) использовать маломерные самоходные и несамоходные суда (плавательные средства) на участках акваторий морских портов, используемых для посадки (высадки) пассажиров и (или) перевалки грузов повышенной опасности, определенных обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации.

За нарушение указанных требований законодательства в области транспортной безопасности граждане могут быть привлечены к административной ответственности по статье 11.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наказание в виде административного штрафа размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, а за повторное совершение указанного административного правонарушения – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.


Внесены изменения в закон о морских портах в Российской Федерации

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием, развитием морских портов и осуществлением в них деятельности.

Уточняются вопросы, касающиеся территории морского порта, установления и изменения её границ. В частности, Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по принятию решений об установлении или изменении границ территории морского порта и о расширении территории морского порта, по утверждению порядка установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта.

Устанавливаются требования к созданию, открытию и закрытию морского порта, а также к созданию объектов инфраструктуры морского порта.

Кроме того, регламентируются вопросы, связанные с распоряжением находящимся в государственной собственности недвижимым имуществом, с оказанием услуг и обеспечением безопасности в морских портах.

Для реализации нововведений Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и другие федеральные законы.


Внесены изменения в Воздушный кодекс в части провоза багажа

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа», который направлен на оптимизацию стоимости авиаперевозок на внутренних линиях путём предоставления возможности заключить договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при его расторжении и норму бесплатного провоза багажа, либо договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при его расторжении и не предусматривающий норму бесплатного провоза багажа.

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком, предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна и составляет не менее чем десять килограммов.

Федеральным законом на перевозчика или уполномоченное лицо возлагается обязанность информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

Федеральным законом также вводится новый термин – «ручная кладь» и устанавливается порядок бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с федеральными авиационными правилами и позволяет размещать ручную кладь в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна.


Уголовная ответственность за незаконную перевозку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Статьей 228 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, в том числе за незаконную перевозку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные  вещества.

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681.

Под незаконной перевозкой следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества из одного места в другое даже в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, в том числе с их сокрытием, например, в специально оборудованных тайниках в транспортном средстве, багаже, одежде, в полостях тела человека или животного и т.п.

Санкцией указанной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от размера перевезенного наркотика, наряду с более мягкими видами предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет.


Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков

С 2013 года действует статья 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.

Часть 1 ст. 229.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры (далее средств и веществ), инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.

Часть 2 ст. 229.1 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору; должностным лицом с использованием своего служебного положения; в отношении перечисленных выше средств и веществ в значительном размере наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет или без такового.

Согласно ч. 3 ст. 229.1 УК РФ, вышеуказанные деяния, совершенные в отношении вышеперечисленных средств и веществ в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн.руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2-х лет или без такового.

Деяния, предусмотренные ч.ч. 1-3 ст. 229.1 УК РФ, совершенные организованной группой; в отношении вышеперечисленных средств и веществ в особо крупном размере; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн.руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до2 лет или без такового или пожизненным лишением свободы.

Ответственность за совершение указанных преступлений наступает с 16-летнего возраста.

Крупный и особо крупный размеры прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, принимаемых при применении данной статьи, определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002, от 08.10.2012 № 1020.


Ответственность за хранение наркотиков

В частности, за незаконное хранение наркотиков даже в незначительном количестве установлена административная ответственность. На основании судебного решения за совершение данного правонарушения может быть назначено наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток.

Вместе с тем, административная ответственность не наступает при добровольной сдаче наркотиков сотрудникам правоохранительных органов. При намерении добровольно сдать наркотики, необходимо подготовить соответствующее заявление, которое в кратчайшие сроки вместе с имеющимися наркотиками передать сотрудникам дежурной части ближайшего отдела милиции.

Должностное лицо, принявшее добровольно выданные наркотики, обязано выдать под роспись документ о принятии заявления с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.


Обновлён список наркотических средств и психотропных веществ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 года №827 в рамках реализации государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков», перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России, дополнен рядом новых психоактивных веществ.

В перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в России, включено растение «мимоза хостилис». Это будет способствовать совершенствованию государственного контроля за оборотом новых видов наркотических средств.


Основания освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 228 УК РФ

Статья 228 Уголовного кодекса российской Федерации, устанавливающая ответственность за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, предусматривает наступление уголовное ответственности за указанные действия.

Вместе с тем, в силу примечания 1 к статье 228 УК РФ освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного частями 1-й или 2-й статьи 228 УК РФ, возможно при наличии совокупности двух условий: добровольной сдачи лицом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, и активных действий этого лица, которые способствовали раскрытию или пресечению преступлений, связанных  с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

При этом следует учитывать, что добровольная выдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, означает выдачу лицом таких средств, веществ или растений представителям власти лишь при наличии у этого лица реальной возможности распорядиться ими иным способом.

В то же время, при задержании лица, а также при проведении следственных действий по обнаружению и изъятию наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов выдача таких средств и веществ по предложению должностного лица, осуществляющего указанные действия, не может быть признана добровольной выдачей.

Соответственно, в таких случаях выдача наркотических средств и психотропных веществ не может являться основанием для применения примечания 1 к статье 228 УК РФ и освобождения от уголовной ответственности.


Внесены изменения в закон о развитии малого и среднего предпринимательства

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 41 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который направлен на уточнение критериев отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнёрств к субъектам малого и среднего предпринимательства. В частности, Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного законодательством предельного значения для хозяйственных обществ, хозяйственных партнёрств, осуществляющих деятельность в сфере лёгкой промышленности.

Кроме того, уточняются правила формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.


Еще три вида плановых проверок будут проводиться по проверочным листам

Правительство РФ расширило перечень видов госконтроля, при проведении которых будут применяться проверочные листы.

Так, с 1 октября этого года проверочные листы должны будут использоваться в ходе плановых противопожарных проверок многоквартирных жилых домов, зданий организаций торговли и организаций общественного питания, а с 1 июля 2018 года – всех используемых юрлицами и ИП объектов защиты (постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 года № 774).

С 1 октября 2017 года по проверочным листам будет осуществляться государственный геологический надзор, надзор в области охраны атмосферного воздуха и водных объектов, экологический и земельный надзор (постановление Правительства РФ от 28 июня 2017 года № 762). А при осуществлении остальных видов государственного контроля в сфере природопользования – с 1 июля 2018 года. Речь идет о федеральном государственном лесном и охотничьем надзоре, федеральном государственном надзоре в области охраны особо охраняемых природных территорий и объектов животного мира.

Также с 1 июля 2018 года по проверочным листам будут проводиться и некоторые другие виды государственного контроля в сфере природопользования (в том числе государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственный земельный надзор).

Кроме того, использование проверочных листов станет обязательным при федеральном государственном надзоре в области связи (постановление Правительства РФ от 4 июля 2017 года № 787). Указанное требование станет обязательным по истечении трех месяцев с момента официального опубликования постановления, но по состоянию на настоящий момент документ еще не опубликован.


Подписан закон, уточняющий положения об административной ответственности за несоблюдение требований в сфере госконтроля

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 19.61 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым устанавливается административная ответственность должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по внесению информации о проверке в единый реестр проверок.

Одновременно из перечня административных правонарушений, в отношении которых правом составлять протоколы наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции), исключаются административные правонарушения в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренные рядом статей Кодекса.


В закон о госзакупках внесены изменения в части осуществления закупок у единственного поставщика

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который предоставляет заказчикам право осуществлять у единственного исполнителя закупку юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации в иностранных, международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств.

Также устанавливается возможность осуществления органами государственной охраны у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) закупок товаров, работ, услуг в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Вносимые изменения позволят повысить эффективность и оперативность закупок в названных целях.


В законодательство внесены изменения в связи с принятием закона о защите конкуренции

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите конкуренции». В рамках его реализации в соответствующие законодательные акты Российской Федерации вносятся изменения, в соответствии с которыми в них вводится термин «федеральный антимонопольный орган», а также уточняется наименование Федерального закона «О защите конкуренции».


В КоАП внесены изменения в части установления административной ответственности за нарушение порядка оплаты госзакупок

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.325, устанавливающей административную ответственность должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе за неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Одновременно применительно к указанным административным правонарушениям уточняются содержание понятия должностного лица и срок давности привлечения к административной ответственности, устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, определяется орган, должностные лица которого вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.